Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Растут ли затраты на подготовку специалистов по ИТ?Ольга Сабинина, руководитель департамента по подбору персонала для рынка информационных технологий и телекоммуникаций агентства "Контакт" Расходы на обучение растут. Рынок ИТ достаточно конкурентный и один из элементов конкурентной борьбы — квалифицированный персонал. Компании тратят много денег на обучение и переподготовку специалистов. У всех есть соответствующие бюджеты на тренинги по оборудованию, развитию личности, иностранным языкам и т. д. Сегодня на дополнительную подготовку и переподготовку чаще направляются "технари", поскольку это во многом связано с требованиями производителей. Каждый партнерский статус требует определенного количества сертифицированных специалистов. Кроме того, такие сертификаты, как правило, должны обновляться раз в несколько лет. Получается, что переподготовка технических специалистов — это требование рынка. Вопрос переподготовки менеджеров более сложный — рынок не диктует необходимости этого напрямую. Мне кажется, что компаниям очень трудно затевать долгосрочные проекты, связанные с образованием и обучением персонала. Подготовка менеджеров — вопрос года, двух лет. На переподготовку технического специалиста уходит неделя, максимум пара месяцев. Компании не всегда могут планировать бизнес на несколько лет вперед, поскольку рынок меняется очень быстро. Случается кризис и деньги, потраченные на образование менеджеров, пропадают. Чтобы планировать и начинать программы обучения сейчас, руководство должно предвидеть, что будет нужно компании и рынку через два-три года. Любовь Куликова, генеральный директор компании "Комтел Персонал" Затраты на обучение не растут, если мы говорим о неинформационных компаниях, то есть о производственных и т. п. Все они пока не готовы вкладывать в ИТ-персонал. Как правило, когда требуется что-то большее, принимается решение о найме дополнительного сотрудника. Оплата обучения пока не является массовым явлением в этой сфере. А вот непосредственно ИТ-компании охотно обучают свой персонал. Все больше специалистов включают в свои резюме отметки о прохождении различных курсов и получении сертификатов. Связано это с усилением конкуренции на рынке конечных продуктов. Сертифицированные специалисты позволяют как снизить себестоимость продукции, так и улучшить ее последующее обслуживание. В первую очередь компании обучают технических специалистов. Именно сертификация и грамотность последних позволяет менеджерам хорошо управлять. Если же говорить о менеджерах, то в этом случае инициатива исходит преимущественно от них самих. Если они готовы повышать свои профессиональные навыки, они будут выбивать у руководства эту возможность. С чем связана такая ситуация? Компании готовы воспитывать управленцев путем передачи накопленного опыта, а не получения академических знаний. Кроме того, на получение степени того же MBA требуется год-полтора. А какая российская компания за исключением двух-трех громких имен ясно представляет себе, где она будет через год-полтора? Константин Веселков, руководитель службы маркетинга компании "Инфософт" На рынке существует тенденция более плотной работы с персоналом, его обучением. У нас пока эта составляющая развивается пассивно. Однако в какой-то момент придется повышать квалификацию сотрудников. Пока же мы идем по экстенсивному пути: привлекаем дополнительных людей, когда уже существующие не справляются. Мы не инвестируем активно в обучение, то есть у нас нет специальной статьи расходов, нет человека, который следил бы за переподготовкой. Можно, конечно, говорить, что рынок пока не предъявляет жестких требований в этой области. С другой стороны, мы всё же всегда стараемся максимально обходиться своими силами, и на данный момент любое обучение идет по пути самостоятельности: когда сотрудник чувствует, что ему не хватает квалификации, он сам находит то, что ему интересно и необходимо, и представляет свое предложение руководству. Обычно такие предложения удовлетворяются. Кто чаще — менеджеры или технари? Разработчики. Больше усилий вкладывается в разработку. Менеджеров буквально единицы и говорить о тенденциях, о том, кого мы больше обучаем, на примере двух-трех менеджеров не интересно. Юрий Хухашвили, генеральный директор компании "Компьютерэйдж" Затраты на обучение растут. Связано это с повышенными требованиями наших партнеров-вендоров и с ростом сложности решаемых задач. Наиболее часто на обучение направляются бизнес-консультанты и разработчики решений. Это как раз обусловлено требованиями взаимоотношений с вендорами. Есть конкретная последовательность — нужны квалифицированные, обученные, сертифицированные менеджеры по продажам, которые могут правильно продать решение, должны быть не менее грамотные советники, которые могут формализовать задачу, наконец, нужны разработчики решения, которые подложат непосредственно технологию. Все они требуют обучения, сертификации. Можно ли из роста объемов переподготовки специалистов делать вывод о росте ИТ-рынка? Я бы сказал, что происходит другое — меняется структура спроса. Если раньше клиенты руководствовались приоритетом: “кто дешевле предложит, у того и возьму” — то теперь они стараются понять, что им предлагает тот или иной интегратор — какой набор услуг, какую добавленную стоимость. Вся система дополнительной подготовки специалистов взаимосвязана и обучение затрагивает все звенья и уровни компании — именно поэтому это и называется системой. Если не уметь управлять проектом, то какими бы высококлассными ни были ваши разработчики, большое решение вам едва ли удастся осилить, и наоборот. Во многом такая система зависит от вендоров. Одни просто предъявояют требования к наличию тех или иных сертификатов, а другие требуют пройти определенный цикл сертификации, чтобы разные слои компании были обучены и доведены до определенного уровня. И это в любом случае удобнее. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|