Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Угроза для электронной коммерции, и как ее поставить на службу своей компанииСпособность Интернет-компаний выжить и успешно развиваться в неблагоприятных рыночных условиях вопреки распространенному мнению зависит вовсе не от их технической оснащенности или узнаваемости брэндов. Серьезнейшую опасность для сектора электронной коммерции представляют риски, связанные с нарушениями закона и неосведомленностью менеджмента в вопросах законодательства. Единственная реальная ценность в виртуальном мире Недавний кризис в "виртуальной экономике" так и не изменил на удивление беспечного отношения многих электронных компаний к самому ценному из того, что у них есть - нематериальным активам. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного юридической фирмой Landwell совместно с компанией PricewaterhouseCoopers. В ходе этого исследования изучалось мнение 400 менеджеров европейских Интернет-компаний (в том числе из Великобритании, Франции, Германии и Нидерландов), а также руководителей 100 юридических подразделений фирм, работающих в сегментах рынка B2B и B2C. Как выяснилось, вопреки ожиданиям инвесторов и несмотря на крах многих высокотехнологичных компаний, среди их менеджмента так и не возобладали традиционные принципы ведения бизнеса, характерные для "старой экономики". Многие из руководителей таких фирм серьезно недооценивают риски, связанные с правовыми аспектами предпринимательской деятельности в Сети. Около 20% Интернет-компаний не проявляют никакого интереса к подобным рискам, хотя от способности предвидеть - и избегать - такого рода опасности может зависеть само выживание подобных фирм. Это обстоятельство тем более удивительно, что за последний год в законодательстве многих европейских стран появилось немало новых правовых норм, имеющих прямое отношение к электронной коммерции. Согласно результатам исследования, опубликованным фирмой Landwell в докладе "Время закона и порядка" (Time for Law and Order), для онлайновых компаний характерно легкомысленное отношение к правовой защите своих нематериальных активов, которые зачастую являются единственным реальным источником их ценности. Неосведомленность руководства этих фирм в вопросах зарубежного законодательства также настораживает аналитиков и инвесторов, поскольку деятельность во всемирной паутине неизбежно приобретает международный характер. В итоге электронные компании становятся все более уязвимыми для разного рода посягательств на их законные права или оказываются легкой добычей в случае возможных судебных разбирательств. WWW - "паутина" или минное поле? Многие Интернет-компании ориентируются на привлечение инвестиций. Им следует помнить, что венчурные капиталисты, принимая решение о том, какие фирмы стоит финансировать, большое значение придают эффективности менеджмента и управления рисками, связанными с правонарушениями. Вполне естественно, что, чем более уязвима в этих отношениях компания, тем меньше интереса она представляет для инвесторов. Большая часть сетевых компаний была создана инвестиционными банками с целью формирования и продвижения общеевропейских брэндов, что подразумевало и соответствующий уровень расходов, отмечает Пол Фру, партнер компании Elderstreet Capital Partners. Теперь же эти компании вынуждены бороться за выживание. Каждая третья онлайновая компания не уделяет внимания защите своих прав на внутреннем рынке, и только одна из пяти зарегистрировала необходимые патенты, отмечается в докладе. Менее 50% Интернет-компаний зарегистрировали какую-либо торговую марку за рубежом, что делает их крайне уязвимыми в правовом отношении за пределами своей страны. Расположенные в Великобритании фирмы в наибольшей степени осознают необходимость юридической защиты своих прав (75% зарегистрировали торговые марки за рубежом), в то время как во Франции и Германии Интернет-предприниматели наиболее легкомыслены в этом отношении (только треть из них имеет патенты на свои торговые марки за пределами страны). Выяснилось, что около 40% респондентов тратят на защиту своих торговых марок только 5 000 фунтов стерлингов или даже меньше этой суммы. Как правило, dot coms создаются "с нуля" и в стремлении закрепиться на рынке и обеспечить себе конкурентное преимущество они тратят большие деньги на формирование и продвижение брэндов, что вполне естественно в такой ситуации. Теперь же для них жизненно важно осознать, что брэнд не имеет никакой ценности, если он не защищен должным образом и уязвим в правовом отношении. Риски, связанные с нарушениями зарубежных правовых норм, могут проявиться в любой момент, отмечается в докладе компании Landwell. И этот урок надо хорошенько усвоить не только Интернет-компаниям, но и инвестиционным банкам. Вебсайты инвестиционных компаний, электронные торговые площадки, распространение ценных бумаг через Интернет - все эти платформы создают для их владельцев очень существенные, иногда неподдающиеся оценке риски, связанные с нарушениями закона. "Всемирная паутина" в правовом отношении представляет собой настоящее минное поле, скрывающее множество опасных ловушек, которыми изобилует международное право. Разработка юридических норм, регулирующих электронную коммерцию, является приоритетной задачей для законодателей многих стран. Грозным предвестником предстоящих юридических баталий для участников электронной коммерции стали недавние судебные разбирательства против Yahoo!, проходившие во Франции. По решению французского суда, Yahoo! придется прекратить продажу на сайтах во всех странах мира предметы, связанные с фашистским прошлым. Французский суд потребовал от Yahoo! идентифицировать страну пользователей сайта, а весь контент, предназначенный для французских пользователей, привести в соответствие с французским законодательством. Такое решение подчеркивает ту глобальную ответственность, которая сопутствует любой деятельности в Интернет.
Никита Логовский |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|