Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Банки в эпоху ИнтернетаДля увеличения рыночной стоимости активов Интернет предоставляет финансовым институтам большие возможности. Банковские операции в Интернете уже получили широкое распространение в Скандинавии, теперь же эта тенденция наблюдается и в других индустриально развитых странах. Инвесторы проявляют особый интерес к акциям именно тех банков, которые начали успешно работать в Интернете, например MeritaNordbanken, Barclays и Wells Fargo. Высокий потенциал электронных банковских услуг привлекает и такие крупные интернет-компании, как Yahoo!, Egg и E-Trade. Однако для создания системы операций в Интернете банкам придется быстро принимать решения, делать инвестиции и экспериментировать с новыми проектами, осознавая, что некоторые из них могут оказаться убыточными. Для большинства банкиров, строивших свою карьеру на минимизации риска и избежании ошибок, такой подход очень труден как в культурном, так и организационном смысле. Но у них нет выбора: открывающиеся возможности слишком привлекательны, а угроза со стороны новых компаний слишком реальна. Они должны сделать все, что потребуется, чтобы вывести свои компании на лидирующие позиции и в мире Интернета.
В то время как в США электронные инвестиционные услуги (e-brokerage) получили широкое распространение, в Европе и других индустриально развитых странах прогресс электронных банковских услуг происходит намного медленнее — в первую очередь потому, что традиционные банки неэффективно используют свои основные активы. Однако эта ситуация в скором времени должна измениться. Конкуренты, вступающие в борьбу, для завоевания положения на рынке готовы использовать агрессивную ценовую политику и предоставлять специализированные индивидуальные продукты. Большинство же банков предлагают потребителям один и тот же набор продуктов и услуг как в Интернете, так и на традиционных рынках. Но те немногие банки, которые смогли обеспечить эксклюзивный набор электронных банковских услуг, сумели привлечь огромное число клиентов. По оценкам компании The Boston Consulting Group, доля электронных банковских счетов в США должна возрасти с менее чем 5% в 1999 г. до более чем 25% в 2003 г. В Великобритании этот показатель увеличится еще значительнее: с менее чем 3% до более чем 15%. Доля электронных банковских услуг будет расти еще быстрее. Хорошо обеспеченные и образованные клиенты, обычно являющиеся и самыми прибыльными для банков, станут основной составляющей этого роста. Кроме того, молодые клиенты, являющиеся источником будущих прибылей, будут переключаться на использование электронных банковских услуг гораздо быстрее остальных. Ошибочный скептицизм На протяжении многих лет финансисты ожидали начала эры электронных банковских услуг, которые, по их подсчетам, характеризуются высокой прибыльностью и низкими издержками. Однако радужные ожидания сменились растущим скептицизмом. Электронные банковские услуги распространялись не так быстро, как предполагалось, тем самым вызывая у некоторых банкиров сомнения в оправданности значительных инвестиций, которых требовал этот сектор. К тому же новые каналы распространения банковских услуг, которые должны были привести к сокращению издержек и увеличению прибылей, такие, например, как предоставление банковских услуг по телефону, через магазины и банкоматы, не оправдали надежд. В конечном счете многие финансисты стали сторониться Интернета, опасаясь, что его использование отрицательно скажется на расценках банковских услуг и поставит под угрозу традиционные виды деятельности банков. Хотя подобные сомнения частично оправданны, тем не менее отказ от электронных форм банковской деятельности — не выход из ситуации. Уже сейчас некоторые банковские услуги в Интернете более прибыльны, чем оценивают управляющие. Используемые многими банками бухгалтерские системы могут не отражать реальную доходность этого вида услуг. Некоторые банки, например, относят прибыль на филиал, в котором открыт счет клиента, а не на вид деятельности, от которого она была получена. Когда один из крупнейших американских финансовых институтов изменил систему бухгалтерского учета с целью решить данную проблему, было обнаружено, что электронные банковские услуги, которые, как предполагалось ранее, были убыточными, на самом деле приносили реальную прибыль. Электронные банковские услуги, конечно, в какой-то мере усложняют процесс управления каналами распространения. Тем не менее при соответствующем масштабе операций предоставление банковских услуг через Интернет может обеспечить финансовым институтам быстрый рост, высокие прибыли и значительное увеличение рыночной стоимости. Это значительно отличается от традиционной банковской деятельности, при которой капитал зачастую вкладывается в низкодоходные активы. В скандинавских странах 1,1 млн клиентов банка MeritaNordbanken уже начали пользоваться телефонными банковскими услугами и банковскими услугами через Интернет, что привело к значительному сокращению издержек в 1999 г. По словам представителей другого скандинавского банка, SEB, клиенты, пользующиеся банковскими услугами через Интернет, приносят банку гораздо больше прибыли, чем традиционные клиенты. В США Wells Fargo имеет более 1,5 млн электронных счетов. Средний клиент, пользующийся услугами банка в Интернете, имеет высшее образование, годовой доход 75 тыс. долл. и 150 тыс. долл. в активах. Обслуживание этого клиента обходится на 14% дешевле, чем обслуживание традиционных клиентов, а вероятность, что такой клиент покинет банк, значительно меньше. Растущий интерес со стороны потребителей Некоторые банкиры задаются вопросом, достаточно ли большое число потребителей хочет в действительности пользоваться электронными банковскими услугами. Ведь в большинстве стран рост количества электронных счетов значительно отстает от ожидаемого. Однако многочисленные примеры свидетельствуют об интересе со стороны потенциальных клиентов. Так, в США в 1999 г. более 15 млн потребителей проверяли ставки по ипотечным кредитам через Интернет. Примерно столько же человек искали в Интернете информацию о кредитных карточках. В Великобритании в 1999 г. более 5 млн потребителей получали через Интернет финансовую информацию. Такой способ получения финансовой информации — первый шаг к осуществлению сделок через Интернет. Однажды попробовав пользоваться банковскими услугами в режиме онлайн, потребители быстро привыкают к этому. В Австралии в начале 1999 г. едва насчитывалось 100 тыс. клиентов, пользующихся банковскими услугами в Интернете, а уже к концу года их число превысило 650 тысяч.
Некоторые нововведения, скорее всего, положительным образом скажутся на отношении потребителей к банковским услугам в режиме онлайн. Например, высокоскоростной доступ к Интернету позволит потребителям быстрее получать необходимую информацию и тем самым значительно повысит ценность электронных банковских услуг в глазах потенциальных клиентов. Другими новшествами являются внедрение улучшенных поисковых систем, расширенный ассортимент предоставляемых продуктов, в том числе персонифицированных, и конкурентоспособные цены на все финансовые услуги. Банки должны быть очень гибкими в вопросах ценообразования и понимать, что в некоторых случаях им придется пожертвовать своими традиционными видами деятельности для того, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами перечисленных выше нововведений. Совсем не случайно именно скандинавские банки, предложившие выгодные цены и спектр услуг, максимально приспособленный к нуждам клиентов, добились наибольшего успеха в вопросах продвижения электронных банковских продуктов. Американские банки, напротив, меньше задумывались над тем, какой набор услуг они предлагают, и в результате количество электронных счетов оставалось на отметке 6 млн на протяжении последних двух лет.
Банкам необходимо осознать, что у них остается лишь один выход — действовать. Ведь Yahoo! и другие интернет-компании быстро укрепляют свои позиции и уже начали изучать возможности предоставления финансовых услуг. Согласно исследованиям, потребители как никогда заинтересованы в консолидации необходимых им финансовых операций, а предоставление услуг через Интернет позволит значительно упростить этот процесс. Появление новых конкурентов уже привело на некоторых рынках к значительному сокращению прибылей. Парадоксально, но в связи с этим некоторые банкиры призывают быть более осторожными в вопросах предоставления электронных банковских услуг. Однако для банка лучше пожертвовать своей традиционной деятельностью для развития новых направлений, чем позволить конкурентам вытеснить себя с рынка. Английский банк Egg, открывшийся в октябре 1998 г., создал 600 тыс. новых счетов к концу 1999 г., предлагая более высокий по сравнению с конкурентами процент по депозитам и бесплатный доступ в Интернет и к электронной почте. По всей Великобритании это привело к уменьшению процентных ставок по сберегательным счетам. Приоритеты в Интернете Перед тем как начать освоение Интернета, банкам придется ответить на несколько стратегических вопросов. Обладают ли они правильной бизнес-моделью для работы в Интернете? Должны ли они рассчитывать на свои собственные продукты и веб-сайты? Должны ли они создавать совместные проекты (вступать в партнерство) с другими компаниями? Каким образом им следует отслеживать и оценивать свои активы в Интернете? Как должны устанавливаться цены на продукты и услуги в Интернете? Вот несколько советов. Имейте несколько вариантов и не рассчитывайте на один-единственный. Высшее руководство должно всегда иметь в запасе несколько вариантов, осуществлять инвестиции в разные проекты, заключать партнерские соглашения и быть готовыми поддержать процветающие предприятия и отказаться от убыточных. Очень важно вовремя определить лучшие проекты и понять, что будет работать в будущем, а что нет. Будьте гибкими в вопросах ценообразования. Перед традиционными банками стоит дилемма. С одной стороны, если они слишком агрессивны в вопросах ценообразования при продвижении своих продуктов в Интернете, то рискуют потерять часть прибыли традиционных видов деятельности. С другой стороны, если они не предложат значительных ценовых стимулов потребителям, их попытки занять серьезные позиции в Интернете могут потерпеть поражение.
За электронными банковскими услугами будущее, хотите вы того или нет. Распространение электронных банковских услуг приведет к снижению цен, и в результате необходимость сокращения издержек только возрастет. Перед банками стоит задача определить, по какой цене продавать услуги тем или иным клиентам и на сокращении каких издержек необходимо сделать упор. Банки должны быть особенно гибкими в вопросах ценообразования, не поддаваясь искушению приобрести рыночную долю по невыгодной цене, хотя временами имеет смысл пожертвовать краткосрочными прибылями для достижения успеха в Интернете в долгосрочной перспективе. Александр Семенов |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|