С самых первых дней существования Интернета компании, работающие в нем, различными способами пытались продавать содержание своих сайтов, но, как правило, безуспешно. Среди экспертов даже стала бытовать такая присказка, что пользователь скорее прыгнет вниз головой с высокого дерева, чем согласится платить за контент.
Порнография да, пожалуй, некоторые виды финансовой информации - вот за что еще соглашаются выкладывать свои трудовые рубли или доллары посетители Интернета.
Спрос
Однако есть и приятные исключения, и разговор у нас пойдет как раз об успешных моделях продажи контента. Возникают такие модели в области диетического питания и методов снижения веса. Сайты WeightWatchers.com, eDiet.com, DietWatch, Cyberdiet и другие с каждым днем увеличивают свою долю на 40-миллиардном рынке продуктов правильного питания для снижения веса. Особенно они интересны тем, что на их примере можно попытаться изучить и выявить закономерности процесса продажи контента. Кстати, продажи ведущих offline-компаний в этой области исчисляются сотнями миллионов долларов.
Продажа и покупка продуктов для снижения веса в существенной степени опирается как на подробную информацию о самих продуктах, так и на описания успешных примеров их применения. Интернет является идеальной средой для быстрого и максимально широкого распространения такой информации. Элементарная статистика подтверждает, что и пользователи это прекрасно понимают: по данным компании Jupiter, посетители "диетических" сайтов проводят на них около 23 минут в месяц, что примерно в два раза больше показателя для других медицинских сайтов. А вот на сайте eDiet.com каждый из 258 тысяч зарегистрированных пользователей проводит в среднем два часа в месяц.
Предложения
Мало того, большинство посетителей согласно платить за получаемую информацию. Компания eDiet.com ввела платную подписку с самого начала своей работы в 1996 году. В последнем квартале 2000 года прибыли компании достигли 650 тыс. долл. при оборотах в 4,3 млн. долл., а в первом квартале 2001 года продажи платных подписок выросли до 7,8 млн. долл. Компания вышла на такой уровень работы с прибылью после получения инвестиций в 7,5 млн. долл. - мизер по сравнению с другими "дот-комами". При этом большинство крупных венчурных фондов просто не обратили внимания на ее деятельность. Как без всякой обиды говорит основатель eDiet Дэвид Хамбл, в нашей работе нет бурной привлекательности, да и потенциал ее не столь велик.
Подписка на eDiet сегодня стоит от 10 до 15 долл. в месяц. За эти деньги пользователь получает возможность постоянно контролировать свою диету при помощи специальных программ, консультироваться в любое время с квалифицированными специалистами-диетологами и психологами, обсуждать свои проблемы с товарищами по "несчастью".
Интересно, что крупнейшие продавцы диетических услуг offline начинают активно переносить свою деятельность в Интернет, начиная с выставления каталогов продукции и чисто информационных услуг и переходя к более сложным Интернет-сервисам. Компания WeightWatchers.com в этом году открыла подписку на Интернет-сайте для тех, кто уже покупал товары в ее магазинах. За 13 долл. в месяц клиент получает целый набор электронных программ, среди которых - "составитель персонального меню" и "оценщик процесса похудения". Компания пока скрывает число своих подписчиков, но ее представители заявляют, что процесс идет гораздо активнее, чем они ожидали. В ближайшее время онлайн-услуги будут предоставляться и тем, кто не был знаком с традиционными магазинами и продуктами компании.
Еще одна компания, успешно продающая контент, - это Cyberdiet.com. Основанная в 1995 году, она вначале рассчитывала на получение прибыли от размещения рекламы на своих страницах, а в последний год, когда эта прибыль стала быстро сокращаться, открыла платную подписку. За 80 долл. в месяц клиенты получают возможность практически постоянно общаться с персональным консультантом при помощи электронной почты и несколько раз в месяц даже вести с ними длительные беседы в режиме online. Понимая, что цена услуги достаточно высока, с апреля 201 года на сайте компании предоставляется "персональное автоматическое консультирование" всего за 10 долл. в месяц. Содержание этого сервиса таково: вы объясняете свою цель (на сколько килограммов хотите похудеть) и еженедельно посылаете отчеты, сколько чего съели за прошедшую неделю, а в ответ получаете подробное разъяснение ошибок в питании и рекомендации на следующую неделю.
Перспективы
Эксперты компании Jupiter считают, что предлагаемые услуги имеют все шансы на выживание и даже развитие, поскольку они предоставляют высококачественную оперативную информацию, которую невозможно отыскать в другом месте бесплатно и польза от которой видна быстро и наглядно. Главная проблема, с которой сталкиваются все участники диетического бизнеса, это узость рынка, поэтому компании ищут различные пути расширения клиентской базы. Одна из наиболее перспективных идей - не только предоставлять услуги индивидуальным пользователям, но и выходить на корпоративный рынок. Cyberdiet, к примеру, планирует стать неким поставщиком рекомендаций по здоровому образу жизни для крупных корпораций, активно присутствуя на их корпоративных порталах.
Оказалось, что забота о собственном весе не менее важна для человечества, чем финансовые или сексуальные услуги. Этим и воспользовались разумные предприниматели.