Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Аукционы в Интернете - будущее электронной коммерции?Журнал "Мир электронной коммерции" #1 - 2000
Что это такоеРоссийский Интернет потихоньку подтягивается за мировым. Проходит повальное увлечение плодить контентные сайты и создавать навороченные, но исключительно информационные, представительские странички о себе. Утверждается понимание, что Интернет - это еще одна среда для ведения бизнеса, имеющая свою специфику и весьма многоплановая, но подчиняющаяся общим бизнес-законам. В Интернете ищут партнеров или клиентов, создают решения поддержки собственного бизнеса, автоматизируют операции с партнерами и дилерами, создают и развивают розничные Интернет-магазины. Мировой объем электронной торговли за первый квартал 1999 г. составил 35,6 млрд. долл. (InfoArt News Agency). В российском Интернете эти цифры заметно скромнее, но рост числа и активности российских электронных магазинов, особенно за последний год, не увидеть сложно. Например, за ноябрь 1999 г. через платежные системы <КиберПлат> (http://www.cyberplat.ru) и <Ассист> (http://www.assist.ru) в российских Интернет-магазинах было оплачено покупок на 1,5 млн. руб. (InfoArt News Agency), что примерно в 10 раз больше, чем за тот же период прошлого года. Бурной популярностью, особенно в США, стали пользоваться в последний год Интернет-аукционы. Их оборот уже чуть ли не превышает оборот всей остальной розничной Интернет-торговли. Если в 1998 г. на on-line-аукционах в США совершили покупки 1,2 млн. человек, то к 2002 г. прогнозируется рост числа покупателей до 6,5 млн. (Jupiter Communications). На одном из наиболее популярных Интернет-аукционов eBay (http://www.ebay.com) ежедневно выставляются на торги примерно 3,5 млн. видов товаров свыше чем в 2900 разнообразных категориях. И если еще полгода назад все крупнейшие мировые порталы включали в свой состав Интернет-магазины, то теперь с такой же поспешностью они обзаводятся собственными аукционами (http://auctions.yahoo.com/, http://shop.netscape.com/auctions/, http://auctions.lycos.com/). С другой стороны, крупнейшие мировые аукционные фирмы также переходят в on-line, используя опыт <передовиков электронной коммерции>. Можно привести в качестве примера совместный проект Sotheby's и Amazon.com (новый сайт http://www.sothebys.amazon.com) или аналогичный проект портала Lycos и четвертого по величине аукционного дома в США Skinner (http://яskinner. lycos.com). Такой рост числа и оборотов Интернет-аукционов привел к тому, что ряд аналитиков прогнозирует в недалеком будущем превращение заметной части розничной электронной торговли в торговлю в первую очередь на Интернет-аукционах. Как это работаетВнешне все Интернет-аукционы довольно сильно похожи, поэтому посмотрим на работу одного из наиболее известных и активно посещаемых за рубежом аукциона eBay. Эта компания эксплуатирует сеть сайтов http://www.ebay.com и проводит собственно торги. Желающий продать товар на аукционе регистрируется на сайте и размещает всю необходимую информацию о своем товаре - описания, быть может, картинку, условия поставки, ссылку на свой сайт, где, например, находится более подробная информация о товаре. Все это делается непосредственно через Web-интерфейс, и соблюдение необходимых формальностей для участия в торгах также обеспечивается прямо на сайте. Продавать свой товар через eBay может, вообще говоря, любая компания или частное лицо из любой страны мира. Важно следующее: участники аукциона - и продавец, и покупатель - обязаны соблюдать правила аукциона и несут финансовую ответственность за их нарушение. Это означает, например, что если продавец не продаст победителю аукциона свой товар по выигравшей цене, то как минимум он будет оштрафован. И наоборот, если покупатель не оплатит выигранный им товар, то также подвергнется штрафованию и не будет допущен к другим торгам. В качестве финансовой гарантии со стороны частного лица (покупателя или продавца) при регистрации или вводе ставки указываются реквизиты его кредитной карточки. На титульной странице eBay (да и любого другого аукциона) посетитель увидит список категорий товаров и услуг, которые выставлены на продажу. Путешествуя по этому каталогу, попадаешь в выбранный раздел, где уже имеется список отдельных товаров (лотов). Выбрав отдельный лот (товар), попадаешь на карточку товара с его описанием, быть может, изображением, со сведениями о начальной и текущей ставке, о времени, оставшемся до конца аукциона. Можно посмотреть историю ставок - как росли цены от начала аукциона до настоящего момента. И непосредственно с карточки товара можно сделать свою ставку. Но если до этого момента от посетителя ничего не требовалось, то чтобы сделать ставку, необходимо предварительно зарегистрироваться. Сама процедура регистрации проста и незатейлива - практически везде достаточно ввести псевдоним (login) и адрес своей электронной почты. На этот адрес немедленно будет выслан пароль - и можно делать ставки. Это простейшая схема, иногда еще необходимо указать домашний адрес и номер телефона. Важно отметить, что при регистрации не требуется указывать реквизиты своей кредитной карточки. Зарегистрировавшись на аукционе, можно делать ставку на выбранный товар - в соответствующие поля в карточке товара вводятся псевдоним, пароль и сумма ставки. Вот в этот момент от вас могут потребовать ввести реквизиты своей кредитной карточки. Если ранее вы уже делали ставки и вводили эти реквизиты, то они запомнятся и повторно спрашиваться не будут. Практически это все - введенная вами ставка, если она не ниже текущей, принимается, отображается и учитывается. Как только наступит момент окончания аукциона (время, оставшееся до него, постоянно высвечивается на экране), будут подведены итоги и в соответствии с правилами определится победитель. На его электронный адрес будет выслано извещение и все необходимые инструкции по оплате и получению товара, а участнику-продавцу - передана контактная информация о победителе-покупателе. Такая простота и регистрации, и собственно участия в аукционе и обусловила успех. Сформировалось своеобразное увлечение - покупать что-либо на одном аукционе и тут же перепродавать на другом. Состязательность самого процесса и вызываемый ею азарт зачастую приводят к тому, что товары покупаются по цене большей, чем можно было бы приобрести у того же самого продавца непосредственно в магазине или с сайта! Какие они бываютТипов аукционов бесконечное множество, но можно выделить ряд основных, или наиболее популярных и используемых. Творческое сочетание основных типов порождает новые, которые могут оказаться весьма удачными для определенных товаров или групп покупателей. В любом случае аукцион - это состязание, в котором: а) продавец хочет получить максимальную цену за свой товар; б) покупатель надеется купить товар по минимальной цене. Для начала отметим, что аукционы делятся по направлению роста или убывания ставок. Ставки могут расти от минимальной до максимальной (выигрышной) или, наоборот, уменьшаться от первоначально максимальной до определяемой неким способом выигрышной минимальной.
Что лучше всего продавать на Интернет-аукционах?Все. Практически все, что продается в обычных Интернет-магазинах, может быть с успехом выставлено и на Интернет-аукционе. И с другой стороны, все то, что продается на обычных аукционах, с не меньшим успехом может продаваться и на Интернет-аукционах. Пример крупнейших аукционных домов, создающих собственные сайты, о чем уже было сказано ранее, доказывает это. Интересно отметить, что существует рекомендация именно на аукционах начинать продажу новых, высокотехнологичных товаров или товаров с новыми, не существовавшими ранее потребительскими свойствами. Именно аукционная торговля позволяет предварительно оценить рыночный спрос и определить реальную рыночную цену на новый товар. Здесь аукцион может выступить в качестве тонкого маркетингового инструмента. Но тем не менее, по мнению специалистов такой торговли на Западе, есть товары, которые в наибольшей степени подходят для аукционной торговли.
Интернет-аукционы в РоссииНесмотря на то что по каталогам Интернет-ресурсов аукционов в России уже несколько десятков, реально работающие исчисляются единицами. Повторить успех eBay (и по популярности, и по оборотам) на российской почве пока еще никому не удалось. Почему? Попробуем разобраться. Примером попытки повторить модель eBay может служить Интернет-аукцион http://www.stavka.ru. Упрощенная регистрация как для продавцов, так и для покупателей, большое количество категорий товаров и услуг, простота и интуитивная ясность интерфейса вызывают симпатию. На начало декабря 1999 г. в 149 категориях было выставлено 339 наименований товаров, по которым было сделано 1060 ставок. Но если внимательно присмотреться, то легко обнаруживается, что по подавляющему большинству товаров ставок не делается вообще! В основном вся борьба сосредоточена вокруг нескольких видов товаров - это, как правило, оплата доступа в Интернет. Заметим, что начальная цена для них в несколько раз меньше базовой или рыночной, в то время как стартовые цены для остальных, <непопулярных> лотов где-то всего на 10% ниже рыночных. Другой пример - аукцион в Интернет-магазине http://www.dostavka.ru. На нем не только выставляются товары самого Интернет-магазина, но и есть возможность для любого желающего поместить какой-либо свой товар. И вся основная борьба сосредоточена вокруг товаров самого магазина, где в среднем делается несколько десятков ставок на каждый лот. Причем конечная ставка немногим отличается от стоимости этого же товара в магазине, а начальная - практически всегда один доллар. В разделе товаров от посторонних продавцов, напротив, царит тишина, и если на каком-либо лоте и есть ставки, то их число не превышает нескольких единиц. Фактически этот раздел больше напоминает доску объявлений <Куплю-продам> с предложениями связаться с продавцами напрямую. В первых числах декабря 1999 г. начал работать новый Интернет-аукцион http://auction.prosto.ru. На торги были выставлены места на авторизованных учебных курсах академии <АйТи>, базовая стоимость которых составляет 300-500 долл. Победители аукциона заплатили за свои лоты в несколько раз меньше. И несмотря на довольно специфичный и немассовый товар, активность на аукционе довольно высока, по ходу аукциона в среднем делается три десятка ставок. Можно выделить некоторые общие закономерности Интернет-аукционной торговли:
Итак, за кем будущееПодводя итог обзору, можно сделать следующие заключения:
В заключение я хочу отметить, что многие утверждения в этой статье могут показаться спорными. Это неизбежно для такой быстроразвивающейся области, как электронная коммерция. Но я надеюсь, что высказанные в статье соображения послужат поводом для плодотворного обсуждения этой темы.
|
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|