На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Электронная Коммерция
Разделы в "Электронная Коммерция":
ОтраслиНовое в разделе "Эл. коммерция"Торговые площадкие-Финансы: деньги, платежи, банкиОсновы основB2BТехнологии и системыБезопасность Е-коммерцииСоздание Е-магазинаРоссийские Е-магазиныЕ-торговля за рубежом

Об экспериментах над человеком

Почти месяц назад в России начался первый Интернет-эксперимент над человеком. Его цель была проста и ясна – посмотреть, возможна ли жизнь в Рунете. Точнее не в нём, а с ним, и даже не с ним, а только с ним. Условия были таковы – неизвестного (на первое время) молодого человека заточили на три недели в квартире, где не было ничего, кроме компьютера, подключенного к Интернету. За это время он должен был не только выжить, но и вести полноценную жизнь. Проводили эксперимент консалтинговая компания Andersen Consulting и издательский дом "КоммерсантЪ".

Россия, конечно, не первая страна в мире, где проводится подобные мероприятия. До этого они прошли во всех западных странах, а один из организаторов – Andersen Consulting, осуществлял подобный эксперимент в ЮАР. Несмотря на похожий замысел и одинаковые условия, там он проходил всё-таки по-другому. Точно также молодой человек – 23-летний журналист, должен был прожить, не выходя из абсолютно пустого дома, в котором, правда, был Интернет, подключенный к Интернету, три месяца, т.е. в четыре раза больше. Dotcoza (южноафриканский аналог iOne) всё это время не только сидел в Интернете и развлекался, но и исследовал всевозможные области его применения: слушал только сетевое радио, участвовал в благотворительности, пытался заработать себе на жизнь, играя на бирже через систему Интернет-трейдинга, открыть счёт в банке, нанять на работу обслуживающий персонал и т.д. В России же всё обстояло немного по-другому.

Итак, iOne поселился в квартире с евроремонтом, но абсолютно пустой, расположенной на Кутузовском проспекте. Ему разрешили взять с собой только спальный мешок и туалетные принадлежности. Остальное он должен был приобрести в Интернете. Однако всё началось не так гладко. Оказалось что iOne – первый житель первого "кибердома" в России – не знаком с азами компьютерной грамотности. До этого он практически ни разу не пользовался Интернетом, что является большим исключением для современной молодёжи. Вообще большую часть страданий, испытываемых им на первых порах, можно списать именно на это. Если человек в течение трех дней не может заказать себе еду через Сеть, то это скорее вина его самого, чем магазинов. Поэтому получилось, что эксперимент изучал не возможность взаимодействия человека и Интернета, а проблемы, возникающие у начинающего пользователя при общении с компьютером. Такое положение вещей, конечно, не могло долго длиться, но 1 неделя, т.е. треть эксперимента, была потеряна именно на адаптацию iOne.

В начале эксперимента планировалось, что его участник должен жить полноценной жизнью. Под этим подразумевалось: нормальное питание, работа – редактирование еженедельника "Молоток", занятия пением, танцами и испанским языком, встреча с друзьями, приём гостей, организация вечеринок и прочее. Полноценно жить не получилось. Во многом в этом виноваты организаторы, хотя и сам iOne приложил к этому руку. Во-первых, герою был предложен слишком напряжённый график. Мало кто в реальной жизни испытывает подобные нагрузки, а если согласиться с утверждением iOne, что время в Интернете течёт гораздо быстрее, то тем более странно было ожидать от него чёткого соблюдения графика. Этого не получилось, встречи срывались, уроки просыпались, еду было готовить некогда. Зато не было недостатка в гостях. Приходили, оставались и уходили различные известные и неизвестные люди – от президента "Альфа-банка" (с ним начинающий Интернет-пользователь iOne беседовал о перспективах электронной коммерции) до рабочих и вечно опаздывающих курьеров. Возможно, именно они отвлекали его от обязанностей участника эксперимента, которые iOne также не стремился тщательно исполнять – посещать сайты, общаться в чате, делать покупки. Не известно, откуда организаторы взяли цифру в 750 сайтов за 3 недели. Судя по официальной информации, за последнюю неделю iOne посетил 64 сайта, т.е. в среднем по 9 сайтов в день. Если учесть, что кроме Интернета и гостей у него ничего не было, то может закрасться подозрение о сознательном отлынивании от своих обязанностей.

Главным сюжетом эксперимента было противоборство iOne и Интернет-магазинов. Оказалось, что торговля в Сети у нас далека от нормального функционирования. Невозможно покупать товары прямо в электронном магазине. Вам ещё несколько раз перезвонят, уточнят заказ, потом пришлют с большим опозданием не то, что нужно. Получается, что заказ происходит не через Сеть, а по телефону, а на сайте заполняется всего лишь "декларация о намерениях", что нарушает чистоту эксперимента, но в этом сложно винить организаторов. Они не учли другого фактора. По словам самого iOne, он тратил уйму времени, пытаясь получить именно то, что ему было нужно, но это было только поначалу. Как только СМИ раструбили о проведении эксперимента (это произошло через 2-3 дня после его начала), то большинство проблем стало исчезать. Магазины сообразили, что имеют хороший шанс получить бесплатную рекламу, и стали делать всё, чтобы у iOne не было проблем с их товарами. Доходило даже до того, что в качестве курьеров присылали топ-менеджеров, на личном автомобиле доставлявших заказ. iOne никак не пытался с этим бороться в отличие от его южноафриканского коллеги, который, например, постоянно придумывал себе новые псевдонимы. Получается, что основную информацию для исследования можно было собрать только в первую неделю эксперимента, т.е. когда его участник не до конца освоился с компьютером и Интернет-технологиями.

Вообще это мероприятие больше напоминает даже не рекламную акцию, хотя без этого не обошлось, а плохо срежиссированное развлекательное шоу. Поначалу оно, может быть, и задумывалось как эксперимент, но с его течением всё дальше и дальше уходило от намеченного. У устроителей был шанс собрать ценную информацию, было бы желание, но из-за неудачного выбора участника и повышенного внимания прессы, он был упущен. Рядовые пользователи интересовались не степенью развития электронной коммерции в Рунете, а возможностью подсмотреть за повседневной жизнью iOne и пообщаться с ним в чате. Действующие лица общественной и коммерческой жизни в Сети пытались навязаться к нему в гости, и соответственно бесплатно прорекламировать себя или свой проект. Также нарушает чистоту эксперимента замена "чистого" Интернета другими средствами коммуникации, в частности, мобильной связью, хотя это уже недостаток сетевой торговли. Однако можно было бы сделать попытку заказать товары, пользуясь только электронной почтой. Также вызывает недоумение перенасыщенная программа "нормальной жизни", пытающаяся охватить весь круг интересов современного молодого человека, успешно проваленная iOne уже в самом начале. Если сравнивать российский эксперимент с южноафриканским, то результат не в нашу пользу. В иностранном проекте, конечно, присутствовал развлекательный элемент, но он не стал главенствующим, как у нас. Dotcoza на самом деле пытался проверить, можно ли полноценно жить, общаться, зарабатывать деньги через Интернет. Его российский коллега, да и организаторы акции, были, вероятно, больше озабочены собой и своими проблемами, чем задекларированной ими целью.

Поэтому более честно поступили организаторы второго в России подобного эксперимента-шоу "Три сестры" – компания eMax. Три молодые девушки были помещены в квартиру, уже оснащенную необходимыми для проживания предметами: кроватями, холодильником, плитой, напичканную веб-камерами, что делает всё происходящее в квартире "прозрачным" для зрителей. Организаторы не стали проводить "эксперименты по выживанию в Интернете", а сделали проект для привлечения аудитории на свой сайт. Как по составу участниц, так и по форме проведения видно, что он изначально был ориентирован на привлечение внимания молодых людей мужского пола.

А Andersen Consulting и ИД "КоммерсантЪ", несмотря на свой авторитет, опыт проведения подобных акций и заявленные цели, смогли провести всего лишь неплохую рекламную акцию.

Александр Орлов

Спонсор раздела

Другие разделы
Отрасли
Новое в разделе
Торговые площадки
e-Финансы
Основы основ
B2B
Технологии и системы
Безопасность
Создание Е-магазина
Е-торговля за рубежом
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100