Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Что даст 'Электронная Россия' электронной торговле?На прошлой неделе было окончательно утверждено финансирование Федеральной Целевой Программы "Электронная Россия" - программы, которая уже почти год привлекает внимание общественности. Исполнение этого стратегического плана должно повысить конкурентоспособность страны на международной арене, сделать внутреннюю экономику более динамичной, консолидировать общество и помочь осуществлению многих других благих целей. Фактически, "Электронная Россия" - это проект по превращению России в высокотехнологичное государство. В программе не перечислены конкретные действия, что вполне объяснимо. ФЦП рассчитана на 9 лет (с 2002 по 2010 годы), и создать подробный, пошаговый план - задача просто невыполнимая. К "Электронной России" многие относятся скептически. Основной аргумент пессимистов заключается в том, что программа "утонет" в лабиринтах чиновничьих канцелярий, а деньги уйдут "налево". Однако определенные предпосылки того, что программа, хотя бы частично, будет выполнена, существуют. Некоторое время, параллельно с "Электронной Россией", разрабатывалась отдельная программа "Электронная торговля". Последняя оказалась среди проектов, не вошедших в число финансируемых из бюджета РФ, однако, многие вещи из "Электронной торговли" нашли свое отражение в "Электронной России". Мы решили немного пофантазировать и представить, какое же действие недавно принятая программа окажет на развитие интернет-торговли в нашей стране.
Увеличение числа пользователей ИнтернетаСерьезным тормозом на пути развития электронной торговли является небольшое количество российских пользователей Сети. По данным Министерства по связи информатизации, число людей, регулярно выходящих в Сеть, составляет на сегодняшний день 4,3 миллиона человек - это около 3% населения Российской Федерации. То, что малое, по сравнению с другими странами, число пользователей оказывает серьезное замедляющее влияние на розничную интернет-торговлю, сомнений не вызывает. Однако такой невысокий уровень проникновения тормозит развитие не только розничной, но и оптовой торговли. Одно дело, если предприятие начинает деятельность в Сети с создания представительства и уже потом, когда руководство и менеджмент осознают преимущества, предоставляемые Интернетом при налаживании взаимоотношений с партнерами, ставится задача внедрения систем оптовой интернет-торговли. И совсем другое, если систему оптовой торговли предлагают человеку, который этот самый Интернет и в глаза не видел. Естественно, отношение к нововведению будет, в лучшем случае, скептическое. Важным и одним из наиболее трудоемких этапов "Электронной России" как раз и должна стать организация доступа к Интернету для как можно большего количества наших сограждан. Рост Рунета произойдет, в том числе, благодаря развитию инфраструктуры публичных сетей доступа. Помимо того, что будут "интернетизированы" государственные учреждения, планируется подключить ко Всемирной Сети "организации в сфере образования, здравоохранения, культуры, местных СМИ и центров общественного доступа". Эти самые центры будут действовать на базе школ, ВУЗов, библиотек, почтовых отделений. Программа декларирует, что к 2005 году все высшие учебные заведения в стране будут компьютеризированы и обеспечены доступом в Сеть, а до 2011 года планируется подключить к Интернету все школы страны. Следует, однако, отметить, что подобные оценки могут оказаться излишне оптимистичными. Подключение объектов образования будет финансироваться из федерального бюджета лишь частично. Остальное должны дать местные власти и "спонсоры", поэтому к прогнозам стопроцентной "интернетизации" учебных заведений следует относиться осторожно. Итогом этих мероприятий должно стать то, что 2010 году "население" Интернета возрастет по сравнению с 2001 более, чем в 6 раз и составит около 26 миллионов человек. К 2010 году около двух третей всех компьютеров в стране будут подключены к Интернету.
Совершенствование законодательстваАктивное развитие новых схем межпредринимательского взаимодействия и взаимодействия предпринимателя с потребителем немыслимо без наработки соответствующей законодательной базы. В российских законах существуют колоссальные бреши, на которые многие просто закрывают глаза. Это и неопределенность с платежными интернет-системами, и учет расходов и доходов, связанных с Интернетом, и проблемы удаленного заключения договоров. Эти пробелы могут поставить под угрозу любой бизнес, в котором Интернет занимает не последнюю роль, особенно если речь идет о торговле. Только недавно принят и непонятно, насколько хорошо будет работать закон об электронной цифровой подписи, до сих пор в рассмотрении находится закон об электронной торговле, однако, принятие программы должно ускорить, в том числе, рассмотрение этих документов. Изменения коснутся не только старого законодательства. В ходе реализации "Электронной России" будет осуществляться мониторинг всех законопроектов с тем, чтобы определить их соответствие целям и задачам развития информационных технологий.
Уменьшение времени доступа к информацииПрограмма также предполагает "расширение правового поля равноправного использования электронных форм информации наряду с другими видами носителей". Отсюда неизбежно следует упрощение взаимодействия предпринимателей с чиновниками. Эта проблема - основополагающая не только для торгового сектора - вот уже какой век стоит на третьем месте после "дураков и дорог". ФЦП должна "создать предпосылки к переводу в электронную форму большинства видов обязательного взаимодействия предприятий с государством и органами местного самоуправления". В подавляющем большинстве органов государственной власти к 2010 году должен быть введен электронный документооборот. Внедрение информационных технологий упростит и сделает более прозрачными такие процедуры, как лицензирование и сертификация, регистрация и ликвидация юридических лиц. Взаимодействовать с налоговыми и таможенными органами станет проще - их обяжут принимать отчетность и документацию в электронном виде. В перспективе, планируется перевести гос. учреждения на полностью безбумажные формы документооборота. То, что электронный документооборот будет узаконен, позволит сократить время, которое тратится на совершение сделок, а значит, более эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, расширить их круг. Это особенно важно для малых и средних предприятий. Если крупные компании знают друг друга "в лицо", то небольшим фирмам часто оказывается сложно найти надежного и выгодного партнера среди тысяч внешне одинаковых фирм.
Развитие платежных системНе менее актуальным, чем проблема недостаточного проникновения Интернета в регионы, является для розничной электронной торговли вопрос оплаты товаров. До сих пор способ "наличными курьеру" остается самым распространенным. Этот метод во многих случаях не оправдывает себя - например, при продаже товаров, которые целесообразно доставлять иными способами, или при торговле нематериальными товарами/услугами. Если в США и странах Западной Европы платежные карты распространены повсеместно, то у нас кредитка - до сих пор диковинка. Не помогает ни большое количество практически не связанных между собой платежных систем, ни системы, созданные специально для Интернета. Тем более, что оборот последних, по сравнению с "оффлайновыми" системами, достаточно мал. На 2002-2003 годы, в рамках "Электронной России", планируется "разработка концепции государственной политики в области развития российского сегмента платежных карт". Должен быть издан соответствующий проект постановления Правительства о государственной поддержке развития этого сегмента. Многие финансисты с опаской относятся к введению единой всероссийской платежной системы "сверху", полагая, что общенациональная система или системы должны самостоятельно завоевать этот статус. В любом случае, даже если Правительство ограничится развитием и продвижением пластиковых карт, без создания общенационального института, это, в совокупности с увеличением числа пользователей Интернета, придаст существенный импульс электронной торговле.
Что ДОЛЖНА дать "Электронная Россия'"электронной торговле?Завершить бы хотелось небольшим обобщением, которое неспроста названо "Что ДОЛЖНА дать 'Электронная Россия' электронной торговле". "Должна" в разы увеличить клиентскую базу, предоставить новые возможности взаимодействия с партнерами, расширить способы оплаты, и т.д. и т.п. Программа многое обещает, и уже неплохо, если будет выполнена хотя бы малая доля обещанного. Видно, что ФЦП разрабатывалась с учетом интересов бизнеса - ведь, подталкивая предприятия к Интернету и электронным формам взаимодействия, государство делает экономику более конкурентоспособной. Остается лишь, чтобы реформа "сверху" оказалась успешной, ее поддержали "низы", а пока... пока можно продолжим ругать наше законодательство и отсутствие инфраструктуры - два фактора, которые серьезно препятствуют развитию конкурентного бизнеса. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|