Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
МР3 в российской Сети: у зеркала два лицаОдин мой хороший знакомый как-то заметил, что считает вполне закономерным тот факт, что практически любая попытка легализоваться в Сети начинается с пиратства. Он имел в виду МР3 и мой первый опыт публикации собственной странички в Интернете. Она содержала ссылки на любимые аудиофайлы, наспех сжатые взломанным МР3-продюсером и закинутые куда-то на Трипод. С тех пор прошло более пяти лет, страничка затерялась в Web-дебрях, мои файлы были аккуратно уничтожены вместе с аккаунтом. А я все еще ломаю голову над тем, можно ли построить легальный бизнес на МР3 в Рунете или по крайней мере содержать в существующей российской Сети музыкальный архив, не нарываясь на грубость. Судя по всему, этой проблемой озабочен не один я. Мы на горе всем буржуям МР3 пожар раздуем! Российская Интернет-действительность более лояльна к содержателям МР3 архивов, по сравнению с действительностью зарубежного Web-пространства. Там на владельцев подобных коллекций давно повешен ярлык "пират", а сами сайты с МР3 по мере возможностей нещадно изничтожаются. Рунет до этого не дожил. У нас свобода всего-чего-только-можно-делания в Сети возведена в ранг Интернет-святыни, а посему заботливо культивируется и оберегается. На этакой почве рост МР3 коллекций никого не удивляет. Rambler, например, был вынужден сделать для МР3-сайтов отдельную рубрику – настолько их стало много. Насколько именно не знает никто. В отличие от "проклятых буржуев" статистики подобного рода мы не ведем. Но если предположить, что русская аудитория Интернета в 60-70 раз меньше мировой, то объем наших МР3-залежей должен составлять не менее 1.5-2 млн треков. И это по моим самым скромным оценкам. Хроническое свободолюбие, равно как и отсутствие правового поля, регламентирующего деятельность российской Сети привели к тому что мы со своими МР3-коллекциями стали бельмом на зорком глазу органов, надзирающих за авторскими правами. А поскольку эти органы, типа Ассоциации Звукозаписывающей Индустрии Америки – RIAA, – добраться до нас не могут, то и вопроса о каких-либо нарушениях, безобразиях и пиратстве не возникает. Так по крайней мере считают приверженцы радикальной точки зрения, которую я условно назвал "бей буржуев – спасай МР3". Более интеллигентные и менее нервозные последователи этого направления, как правило, ссылаются на свою Библию - "Продажу вина без бутылок" Джона Перри Барлоу. Последний, в частности, еще лет пять назад сообщил о крахе системы защиты интеллектуальной собственности и подвел черту - люди меньше опираются на "естественное" авторское право и придумывают способы зарабатывать деньги в современных условиях, когда никто не может дать гарантии нераспространения копий. Так что все закономерно. Магнатам музыкальной индустрии остается выставить свои копирайты на аукцион в Сотби, как самую древнюю рухлядь, а нам – культивировать "естественное авторское право". Анатолий Левенчук в своей статье "Смутное время для авторского права", опубликованной в "Русском Журнале", справедливо отметил, что ситуация в целом напоминает революционную: потребительские низы не только не хотят соблюдать авторское право, но и не знают, почему хотеть, а авторско-издательские "верхи" не могут жить по-новому. Отсюда и риторический вопрос - зачем покупать лицензионный CD за $15, если его можно скачать в МР3 формате бесплатно? Журнал "Прописи", развивая тему, в частности, замечает, что "те, кто поумнее (в смысле "буржуи" - В.М.) уже поумерили аппетиты и продают лицензионное у нас тут за единицы долларов...". Логичный подход: чего суетиться, если сами зарубежные фирмы – производители CD, осознавая, что пока МР3-пиратство в России неистребимо, начинают снижать цены на свою продукцию. И сожаления этот факт ни у кого не вызывает. Мы полны благодушных настроений, беззаботно лепим МР3-файлы и смеемся над грозящей нам пальчиком RIAA. Влад Михайлов |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|