Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
INTERNET И СМИ: соотношение понятийПрактически каждый из нас хоть раз в жизни употребляет такие слова, как “логика”, “логично”, “нелогично” и их производные. На самом деле, ЛОГИКА, изучаемая в каждом вузе, – наука просто замечательная. На втором курсе мы писали сочинение на тему: “Зачем наука ЛОГИКА юристу?”. Как это часто бывает, студенты ругали предмет, еще пуще преподавателя, но, в конце концов, многострадальные сочинения все же были написаны. После экзамена лекции (у кого они имелись) были благополучно запрятаны на дальние полки и не менее благополучно забыты. Мною в том числе... Но очень скоро оказалось, что рановато я списала на задворки истории свои лекции и рабочие тетради, т.к. по прочтении стенограммы Круглого стола "Перспективы развития WWW-технологий и проблемы налогообложения информационных, рекламных, торговых услуг в сети Интернет", а в частности доклада Виноградова (ответственный секретарь Фонда развития рекламно-информационной индустрии), мне захотелось попытаться понять взаимосвязь Internet и СМИ. А лучшего помощника, чем ЛОГИКА, не найти. Попытка определения соотношения вышеуказанных понятий достаточно важна на сегодняшний день. Если издатели в Сети заявят о себе и своих творениях как о средстве массовой информации (например, для получения налоговых льгот), значит, они должны будут согласиться с перенесением на них всех существующих (и будущих) норм о СМИ и с административным регулированием их деятельности в качестве такового. А, как известно, сегодня в Internet заложено очень много возможностей ухода от государственного контроля. Здесь есть над чем задуматься… Прежде чем перейти непосредственно к выявлению взаимосвязи таких понятий, как Internet и СМИ, обратимся к теоретическим положениям науки ЛОГИКИ.
Все предметы окружающего мира находятся во взаимосвязи, а, следовательно, и все понятия перекликаются друг с другом. Понятия, не имеющие общих признаков, т.е. весьма далекие по содержанию, называют несравнимыми (например, кирпич – романс), все же остальные понятия сравнимы. В свою очередь сравнимые подразделяются на: Совместимые понятия могут быть: Несовместимые понятия имеют отношения: А теперь обратимся непосредственно к нашим понятиям: INTERNET и СМИ. Существует множество определений понятия INTERNET. Самое краткое и простое из них: Internet – это объединение компьютерных систем. В нем заложена суть. А далее можно давать неимоверное число определений Internet, исходя из его признаков в целом, из различных сфер деятельности и т.д. Закон об Internet, где (как и в большинстве законов) определялось бы его общее понятие, по сей день отсутствует, а потому в данном вопросе нет устойчивой точки опоры, а развитие технологий происходит столь стремительно, что в понятие Internet привносятся все новые и новые элементы. Общепринято считать, что Internet в том числе выполняет функции средства массовой информации, но это лишь одно из его проявлений. Ведь сеть Internet – это глобальная среда, которая изначально предполагала свободный обмен информацией. А право на свободу информации гарантировано Конституцией РФ и Законом. Статья 29 Конституции РФ устанавливает:
“Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Статья 1 Закона “О средствах массовой информации” от 27.12.1991 гласит: С понятием СМИ дело обстоит попроще, т.к. на сегодняшний день существует Федеральный закон, который регулирует все вопросы данной сферы. Непосредственно в ст. 2 данного Закона перечислены основные понятия: 1. Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. 2. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; До определенного момента (на первых этапах развития Сети) Internet не рассматривался государством в качестве средства массовой информации и поэтому не мог являться объектом соответствующего государственного внимания и регулирования. С развитием же Сети, количество информационных услуг, предоставляемых ею, возрастает с неимоверной быстротой, включая платные информационные услуги, и СМИ перемещаются в эту среду. Естественно, государство не может оставаться в стороне, необходимо законодательное определение Internet, регулирование содержащихся в нем информационных ресурсов. Нужно, в конце концов, определить, как все-таки соотносятся СМИ и Internet. Безусловно, для государства самым легким выходом было бы признать Internet средством массовой информации и распространить на него действие Закона, но такое механическое отождествление невозможно и нерезультативно по многим причинам: во-первых, специалисты Фонда развития рекламно-информационной индустрии указывают, что на сегодняшний момент электронная среда российской части Интернета еще не выросла до того уровня, когда ее можно считать средством массовой информации. Более того, по их мнению, в целом это среда, которая изначально рождалась как поле свободного информационного обмена, пока не превратилась в средство массовой информации; во-вторых, применимы ли признаки СМИ, перечисленные в Законе, к сети Интернет как к средству массовой информации. Возьмем два базовых понятия: периодичность средства массовой информации и его распространение. Применимо ли данное понятие к Internet? Да, некая периодичность информационных ресурсов в Сети наблюдается. Многие средства массовой информации присутствуют в Интернете и выходят с определенной периодичностью, совпадающей с периодичностью их выхода в печатном либо в другом виде. То есть средства массовой информации в Интернете существуют и работают. Причем, некоторые из СМИ, работающих в Сети официально, зарегистрированы как СМИ, а другие, существуя и работая фактически, юридически не оформлены (что также предусмотрено законом). Сегодня этого никто не отрицает. · Под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ. Как быть в данном случае? Является ли информация, доступная в Интернете, распространением как таковым. Если обратиться к словарю русского языка, можно понять, что распространение возможно в этом виде. К примеру, в словаре Ожегова одно из значений слова “распространить” – сделать доступным, известным для многих. В этом смысле такой признак СМИ, как распространение, применим к Internet. Но существуют и другие признаки СМИ. Термин "тираж" в отношении Интернета трудно применим. Кроме того, в Законе говорится, что нет необходимости в регистрации СМИ, если его тираж менее тысячи экземпляров. Большинство из тех, кто сталкивается с Internet или просто интересуется вопросами развития данного явления в нашем обществе, признают невозможным отождествление СМИ и Internet. Для такого явления как Internet, необходимо выработать новые подходы, понятия и определения, что и пытает сделать, в частности, Европейский Союз, который разработал проект директивы 586 и ввел новые понятия: Итак, рассмотрев понятия INTERNET и СМИ, определив их признаки, характеристики, взаимодействие, я перенесла все свои выводы в сферу ЛОГИКИ и попыталась схематично определить соотношение данных понятий: – прежде всего, что данные понятия сравнимы (что вполне логично: если бы они были несравнимыми, то и писать было бы не о чем); – далее, вполне очевидно, что данные понятия совместимы; – и последнее. На мой взгляд, понятия Internet и СМИ являются пересекающимися (если определять разновидность совместимости), т.к. их объемы частично совпадают: СМИ может никак не соприкасаться с Internet, но и может работать в Сети. Вряд ли стоит отождествлять Internet и СМИ, т.к. понятие Internet гораздо шире, нежели понятие СМИ. Также нельзя принять и возможность нахождения данных понятий в отношениях субординации, т.е. когда Internet полностью поглощает СМИ. Ведь на сегодняшний момент любой из видов СМИ может существовать независимо, не выкладывая свои ресурсы на страницы Сети. В любом случае законодателю еще предстоит бурное обсуждение и решение этого непростого вопроса. Елена Котлярова |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|