Неутешительная статистика для рекламных агентств - Interactive Advertising Bureau и PricewaterhouseCoopers сообщают, что в первом полугодии нынешнего года расходы на онлайновую рекламу упали на 7,8% до $3,76 млрд. За аналогичный период 2000 года рекламодателями было потрачено $4,08 млрд. И аналитики сейчас не предрекают ничего оптимистичного для онлайнового рекламного рынка в будущем. Одним из последних свидетельств слабости Интернет-рекламы стало предупреждение гиганта рекламной индустрии DoubleClick о снижении финансовых прогнозов по итогам третьего квартала, в чем, впрочем, руководство компании винит последствия американских терактов 11 сентября.
Любопытными кажутся данные о том, что почти все средства рекламодателей уходят к крупнейшим рекламным и маркетинговым агентствам. Так, если в первом полугодии 2000 года в карманах десятки лидеров онлайновых медиа-компаний осело примерно 70% доходов от рекламной деятельности, то в 2001 году процент составил все 76%. В первом полугодии этого года 25 ведущих рекламных компаний заполучили 88% средств, направленных на проведение рекламных акций в Интернете, что можно сравнить с 83% в прошлом году. А 50 крупнейших мировых Интернет-медиа-агентств в этом году уже успели заработать 96% средств рекламодателей, тогда как за тот же период 2000 года они заработали лишь 91%.
Последнее и, наверное, единственное положительное, на чем делают акцент эксперты IAB, - благоприятная тенденция развития средств и методов проведения маркетинговых кампаний в Интернет. Аналитики констатируют, что тогда как привычные баннеры постепенно отходят на второй план (в первые 6 месяцев этого года с их применением было проведено лишь 36% рекламных акций вместо 51% акций в первом полугодии 2000 года), на передовую выходят рекламные объявления и платные ссылки в поисковых двигателях. Доходность объявлений выросла с 5% в первом полугодии 2000 года до 15% в нынешнем году, а платное размещение в поисковиках принесло 3% доходов вместо 1% в прошедшем году. Активность применения остальных инструментов, таких как спонсорство и электронная почта, фактически осталась прежней.