Еще в начале 1998 г. в Рунете фактически отсутствовали аналоги газет. Популярность сайтов «бумажных» изданий была несравнимо ниже, чем у лидера того времени - «Анекдотов из России»
Значимым событием стало появление проекта Gazeta.Ru, чей успех стал стимулом к действию для многочисленных подражателей. В отрасль были инвестированы значительные средства, и сегодня лидирующие онлайновые СМИ уже существенно опережают даже самые популярные развлекательные сайты. Сектор СМИ в интернете сейчас удерживает 13-14% трафика. В последние месяцы произошла и значительная активизация традиционных СМИ в интернете. Число игроков постоянно растет, происходит фрагментация аудитории, из-за чего посещаемость крупных онлайновых СМИ растет медленнее, чем у крупных интернет-порталов.
Рейтинг Rambler's Top100 наглядно показывает, что в некоторых тематических разделах сосредоточено очень большое количество сайтов (бизнес, авто/мото, игры), находящихся между собой в жесткой конкуренции, в то время как в других категориях лидеры идут с заметным отрывом от остальных участников. Например, в будние дни на долю категории «Классификаторы» приходится почти 10% общего трафика Рунета, а на долю категории «Развлечения» - около 6,5%. Однако в первой из них заявлено всего 430 ресурсов, в то время как во второй - 2236. Очевидно, что в разделе «Классификаторы» игроков меньше, но сами игроки - крупнее.
В категории «Сервисы» популярность ресурсов убывает быстрее, чем в категории «Путешествия». Типичный сайт этого раздела - бесплатная почтовая служба, лидер - Mail.Ru. Он почти втрое превосходит ближайшего преследователя - HotBox.Ru, который, в свою очередь, втрое популярнее «бронзового» призера - NewMail.Ru. Можно заметить, что в рейтинге не представлены почтовые службы крупных порталов - Rambler'а и Яндекса, но тенденция значительного разрыва между соседями сохраняется на протяжении всего рейтинга. Так, двадцатый участник рейтинга слабее лидера в 65 раз, а сотый - уже в 2000 раз.
Можно сказать, что категория «Cервисы» является своего рода аналогом олигополии. Здесь крупнейшие сайты концентрируют значительную долю всего трафика отрасли. Таким образом же ведет себя и раздел «Классификаторы». Уместно вспомнить, что именно ресурсы этих категорий - поисковые системы, каталоги, почтовые службы - являются абсолютными лидерами по популярности в Рунете (равно как и за его пределами).
В разделе «Путешествия» - радикально иная картина. Здесь мы наблюдаем достаточно равномерное распределение трафика между участниками лидирующей двадцатки. 20-й участник уступает лидеру всего лишь вдвое, сотый - в 16 раз. Абсолютные значения трафика у ресурсов этой категории невелики, и даже самые крупные из них уступают лидеру категории «сервисы» в 40 раз. Таким образом, фрагментация трафика оказывается значительно сильнее, и ситуация напоминает конкурентную борьбу на идеальном рынке.
Заметен также эффект ослабления конкуренции в дочерних рубриках. Хорошим примером такого рода служит достаточно узкая тематически категория MP3, некогда «отпочковавшаяся» от категории «Музыка» в связи с жалобами участников последней (и даже требованиями исключить «халявщиков» из рейтинга). Наклон кривой в категории mp3 значительно круче, чем в родительской «музыке», то есть трафик распределяется между небольшим числом лидеров.
Сконцентрирован в руках немногих основной трафик и в категории ISP (провайдеры). Что, по-видимому, отражает общую ситуацию в индустрии - вспомним таких гигантов, как AOL в Америке или МТУ и РОЛ в России. Показательно, что и МТУ, и РОЛ хотя бы единожды входили в «Большую двадцатку» самых популярных ресурсов Рамблера, то есть в оптимальный набор двадцати сайтов, охватывающих в совокупности максимальную аудиторию. И это несмотря на то, что суммарная посещаемость данной категории составляет только 1,5% посещаемости Рунета. Попал в двадцатку и лидирующий ресурс категории MP3 MP3Search.Ru, в то время как ни один сайт из таких рубрик, как «Путешествия», «Товары и услуги», «Авто/мото», в «Большую двадцатку» не пробился.
Сформулируем основные итоги. Конкуренция за трафик сильнее в тех категориях, которые представляют развитый офлайновый бизнес («Путешествия», «Товары и услуги», «Авто/мото» и т.п.). Напротив, трафик концентрируется у небольшого числа крупных игроков в отраслях, во-первых, специфических для интернета («Классификаторы», «Бесплатная почта», «Провайдеры») и, во-вторых, создающих существенный барьер для входа на рынок. Действительно, поддерживать портал, хранить мегабайты переписки миллиона пользователей, предоставлять доступ в интернет - все это требует на порядок больших вложений, чем создание представительства небольшой фирмы или развлекательного сайта.
Возможно, именно в этом кроется причина неуспеха «развлекательных порталов», которые в большом количестве открывались и вскоре закрывались в 2000-2001 гг. Сектор развлечений не создает барьера для входа, который мог бы помешать энергичным студентам создать свои Omen.Ru, Fomenko.Ru и т.п. Но при этом он не прощает крупных затрат - ведь отдача от развлекательных ресурсов невелика. Поэтому не следует ожидать возникновения мегасайтов путешествий, автомобильной, музыкальной и любой иной тематики, которая соответствует офлайновой индустрии с развитой конкуренцией. «Олигархи» Рунета в лице небольшого количества крупнейших порталов, по-видимому, сохранят, если не увеличат, отрыв от сайтов тех или иных тематических категорий. Разумеется, если научатся зарабатывать на своей популярности.