Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Интернет-издания: СМИ или не СМИ – уже не вопрос03.07.2004 18:00 Многие интернет-проекты, являющиеся по своей модели средствами массовой информации, не регистрируются как СМИ, считая, что тем самым оберегают себя от всевозможных претензий и судебных исков. Однако есть прецеденты, которые показывают, что теперь в Рунете при определенных условиях на основе закона "О СМИ" любой сайт могут ожидать суд и приговор. Просто сайт или СМИ? Алекс Экслер, ведущий проекта с ежедневной аудиторией порядка 17 тыс. человек, считает, что его сайт - домашняя страничка и потому к ней неприменим закон "О СМИ". Александр Милицкий, руководитель "Независимого обзора провайдеров", придерживается того мнения, что закон "О СМИ", безусловно, применим к деятельности его издания, "как, например, и к незарегистрированной газете с тиражом 999 экземпляров". В то же время, по его утверждению, регистрация как СМИ для сайта, являющегося таковым на деле, необязательна. Александр Тарасов, ведущий Hub.ru, полагает, что к его сайту закон "О СМИ" неприменим. "Я занимаюсь им один и в свободное время. Это хобби, а не способ зарабатывания денег. Если б было человек 20 редакции и т.п., то, само собой, зарегистрировал бы, так как в нашей стране всего можно ожидать", - комментирует г-н Тарасов. Никита Волгин, "Невский Спорт" В нашей стране Интернет до сих пор остается зоной если не вне закона, то с очень нечеткой юридической базой. С одной стороны, это дает определенную свободу, недоступную для традиционных СМИ, с другой, такая свобода, как известно, порой переходит в беспредел. Отсутствие законодательства приводит зачастую к прямо противоположным юридическим результатам при рассмотрении сходных ситуаций. В одном случае суд принимает положительное решение на том основании, что интернет-ресурс не подпадает под российское законодательство. В другом – отрицательное, подводя его под уже существующее законодательство из другой сферы. Сегодня целый ряд интернет-СМИ, такие как "Независимый обзор провайдеров" и "Интернет.ру", и многие другие сайты работают без лицензии. Один из самых распространенных мифов гласит, что незарегистрированный в качестве средства массовой информации сайт не подпадает под закон "О СМИ". Однако на сегодняшний день это не более чем заблуждение. По крайней мере подобный вывод можно сделать после ознакомления с материалами по иску к одному из весьма популярных в Рунете проектов - "Компромат.ру". Напомним, этот сайт не является зарегистрированным СМИ. Сергей Горшков, автор "Компромат.ру", дал собственное определение данному проекту - "домашняя библиотека компромата". Как удалось выяснить "Веб-информу", г-н Горшков уже предпринимал попытки зарегистрировать свой сайт в качестве СМИ, но потерпел неудачу. Отказ был мотивирован тем, что издание с аналогичным названием уже существует. Тем не менее в ходе одного из многочисленных судебных разбирательств к этому ресурсу были применены те же нормы, что и по отношению к зарегистрированному СМИ. В конце прошлого года проходили судебные слушанья по иску одного из фигурантов опубликованного на "Компромат.ру" материала. Несмотря на то, что статья являлась перепечаткой из одного оффлайнового СМИ, суд принял дело к рассмотрению. При этом, согласно закону "О СМИ" (статья 2), журналист, опубликовавший информацию другого СМИ и указавший источник, освобождается от ответственности. Андрей Миронов, юрист "Студии Артемия Лебедева"
Любое интернет-представительство, существующее в Сети и регулярно обновляемое, может попадать под определение Российского законодательства о средствах массовой информации, поскольку интернет-представительство обладает всеми признаками средства массовой информации, так как это определено в статье 2 Закона РФ "О средствах массовой информации". Однако сфера применения закона, согласно статье 6, ограничена, потому как он применяется только в отношении средств массовой информации, учреждаемых в РФ, а для иностранных - только в части распространения их на территории РФ. Тем не менее в случае рассмотрения спора в суде, при надлежащем старании и при привлечении экспертов, возможно доказать, что то или иное интернет-представительство является средством массовой информации. Распространить такое решение суда в отношении других интернет-сайтов не представляется возможным, поскольку в России не прецедентная система права и подобные решения могут быть исключительно "направленного" действия. Суд не согласился с представителями интернет-издания, утверждавшим, что оно по сути является средством массовой информации, а потому к нему надо применять закон "О СМИ". Причина тому была простая - "Компромат.ру" не зарегистрирован как СМИ. При этом, по словам Александра Глушенкова, адвоката г-на Горшкова, суд при рассмотрении дела, описывая сайт, перечислил все признаки СМИ и вынес окончательное решение исходя из закона "О СМИ". "Аргументируя свою позицию, суд дал точное определение СМИ, но напрямую не сказал, что "Компромат.ру" является таковым. Но все критерии СМИ, которые есть, были указаны в судебном решении", - объясняет Александр Глушенков. По его словам, это оказался первый подобный случай, когда суд признал незарегистрированный интернет-проект средством массовой информации и применил к нему закон "О СМИ". Обычно же, даже когда речь идет о зарегистрированных СМИ, дело редко доходит до применения закона "О СМИ". По словам юриста "Студии Артемия Лебедева" Андрея Миронова, в его практике все споры, связанные с распространением сведений, были урегулированы соответствующими положениями гражданского кодекса (статья 152, "Защита чести, достоинства и деловой репутации" - прим. ред.). Александр Глушенков, <Адвокатское бюро Александра Глушенкова> Тогда ЦИК ответила, что нет, это не будет нарушением закона именно в этой формулировке, но тем не менее это может повлиять на свободу волеизъявления избирателей, привести к искажению результатов выборов и так далее. То есть они не могли напрямую сказать: "Да, друзья, делайте, публикуйте это>. Вместе с тем в ЦИКе фактически признали, что Интернет не является СМИ. Потому что до этого были всевозможные попытки на уровне правительства, например, обязать абсолютно все сайты регистрироваться в качестве СМИ: Это был прецедент, когда признали, что весь Интернет нельзя равнять под одну гребенку. Но с другой стороны, были и есть сайты, где огромная посещаемость, которые несут огромное общественно-политическое значение, и в то же время они действуют без регистрации в качестве СМИ, однако уже фактически являются СМИ. Тем не менее, по мнению г-на Миронова, по сути неважно, зарегистрирован сайт как СМИ или нет. "Разница как бы есть, но она нивелируется тем, что в отношении любого лица, предоставляющего публичный доступ к какой бы то ни было информации, можно применять нормы гражданского законодательства или законодательства о СМИ. Эффект примерно одинаковый", - объясняет он. В то же время, как полагает Александр Глушенков, пример с "Компромат.ру" достаточно показателен и можно говорить о том, что этот случай окажет определенное влияние на рассмотрение подобных дел в последующем. "Несмотря на то, что у нас непрецедентное право, можно говорить о том, что сейчас определенным образом складывается судебная практика", - подчеркивает г-н Глушенков.
последние новости 30.03.2006 17:49 | Сайтовладелец как козел отпущения...» 30.03.2006 17:21 | Самые дорогие слова в AdWords, «Директе» и «Бегуне»...» 30.03.2006 15:47 | Создатель Jabber работает над системой идентификации контента...» 29.03.2006 18:22 | Google разрабатывает новый интерфейс для поисковика...» 29.03.2006 18:14 | Суточная аудитория рунета увеличилась на 29 процентов...» 29.03.2006 16:16 | Photoshop CS2 на кончиках пальцев. Виртуозная техника...» 29.03.2006 00:24 | Microsoft готовит инструменты для Ajax-программирования...» 29.03.2006 00:06 | AjaxWrite: онлайновый аналог MS Word...» 28.03.2006 23:50 | Этот одноразовый РИФ...» 28.03.2006 23:44 | РИФ 2006, день третий. Удовлетворение синтетических потребностей в убийстве традиционных СМИ...» 28.03.2006 14:05 | «Британника» опровергает сравнение с «Википедией»...» 28.03.2006 12:16 | Adobe не поддержала IntelMac...» 27.03.2006 23:57 | Понравился ли Рунету РИФ-2006?...» 27.03.2006 11:48 | РИФ 2006, день второй. Правильное мнение от Microsoft и мастер-класс по дорвеям. О засланных блоггерах и навязчивых кредитках....» 27.03.2006 11:18 | Статистика: у веб-новостей становится все больше читателей...» 24.03.2006 20:38 | Adobe Fully Loaded — заряд вдохновения для творческих людей!...» 24.03.2006 16:48 | Новый инструмент быстрой проверки знаний в области Интернет-рекламы...» 23.03.2006 21:43 | Mozilla будет платить разработчикам...» 23.03.2006 21:26 | Выходит альфа-версия Firefox 2.0...» 23.03.2006 20:48 | РИФ-2006, день первый. «Яндекс» — продавать, поведенческий таргетинг — исследовать!...» |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|