Настоящий учебник освещает все современные направления развития компьютерной графики. Наряду с изложением теоретического и практического материала в книге особое внимание акцентировано на разъяснении смысла специфических терминов и понятий компьютерной графики. Отличительной чертой книги является наличие большого числа подробных упражнений, поясняющих порядок и особенности использования инструментов и команд. Прилагаемый к книге компакт-диск содержит сгруппированную по главам библиотеку изображений и дополнительный материал к описанию графических пакетов. Книга адресована студентам высших учебных заведений, специализирующихся в информационных и рекламных технологиях, художественном оформлении и издательском деле, разработчикам программного обеспечение и Web-дизайнерам.
Авторы: Петров М. Н., Молочков В. П.
Подробнее можно узнать здесь...>>
Содержание учебника:
Предисловие
Введение в компьютерную графику
Часть 1. Базовые основы компьютерной графики
Глава 1. Компьютер для графических работ
- Предварительные замечания о средствах ввода и вывода изображений
Структура и комплектация компьютера
- Системный блок
- Корпус
- Материнская (системная) плата
- Шины
- Центральный процессор (CPU)
- Оперативная память
- Слоты
- Накопители на гибких магнитных дисках
- Жесткий диск
- БИОС (BIOS)
- Блок питания
- Манипуляторы
- Клавиатура
- Графическая система вашего компьютера
- Мониторы
- Видеокарта
- Видеобластеры
- Графические системы для профессиональных издателей
- Apple
- Compaq
- IBM
- Intergraph
- SGI
- Периферия
- Принтеры
- Плоттеры
- Модемы
- Звуковые карты
- CD-ROM
- Устройства для записи компакт-дисков (СD-W)
- Увлекательный мир DVD
- Kodak CD-PROM
- Устройства ввода графических данных
- Сканеры
- Секреты графических планшетов (дигитайзеров)
- Цифровые фотоаппараты
- Заключение
Основные выводы
Контрольные вопросы
Глава 2. Основы работы с цветом
- Введение
Основные понятия теории цвета
- Элементы цвета
- Свет и цвет
- Излученный и отраженный свет
- Спектральные характеристики отражения и пропускания
- Яркостная и цветовая информация
- Цвет и окраска
- Характеристики источника света
- Особенности восприятия цвета человеком
- Колбочки и палочки
- Спектральная чувствительность глаза к яркости
- Немного о субъективности в ощущении цвета
- Спектральная чувствительность наблюдателя
- Цветовой и динамический диапазоны
- Основные выводы
Контрольные вопросы
Глава 3. Цветовые модели, системы соответствия цветов и режимы
- Введение
Цветовые модели
- Понятие цветовой модели
- Типы цветовых моделей
- Способы описания цвета
- Аддитивные цветовые модели
- Некоторые специальные термины
- Почему RGB-модель нравится компьютеру?
- Ограничения RGB-модели
- sRGB — стандартизированный вариант RGB-цветового пространства
- Субтрактивные цветовые модели
- Красящие вещества
- CMY и CMYK
- Различие в механизмах формирования цветов в RGB- и CMY-моделях
- Ограничения модели CMYK
- Возможности расширения цветового охвата CMYK
- Перцепционные цветовые модели
- Цветовая модель HSB
- Достоинства и ограничения HSB-модели
- Выводы
Системы соответствия цветов и палитры
- Системы соответствия цветов
- Назначение эталона
- Палитры
- Цветовые режимы
- Режим черно-белой графики
- Режим Grayscale (Градации серого)
- Режим Duotone (Дуплекс)
- Режим RGB Color
- Режим Paletted (Палитра)
- Режим CMYK Color
- Режим Lab Color
- Режим Multichannel (Многоканальный)
- Режим Video (Видео)
- Основные выводы
Контрольные вопросы
Глава 4.Измерение, калибровка цвета и управление цветом
- Проблема метрологии цвета
Система спецификаций
Колориметрические системы
- Цветовая система RGB МКО
- Цветовая модель XYZ
- Модель xyY — нормированный вариант модели XYZ
- Возможности практического применения цветовой системы МКО
- Цветовое пространство Lab
- Системы управления цветом
- От теории к практике
- Функции системы управления цветом
- Принципы построения систем управления цветом
- Организация процесса управления цветом
- Инструментальные средства измерения цвета
- Создание цветовых профилей для устройств обработки и воспроизведения цвета
- Основные выводы
Контрольные вопросы
Глава 5.Все о разрешении и графических форматах
- Разрешение
Два аспекта разрешения
- Пространственное разрешение
- Яркостное (цветовое) разрешение
- Связь размера изображения с обоими типами разрешения
- Входное разрешение
Ввод изображения с помощью сканера
- Дискретизация
- Кодирование
- Оптическое и интерполяционное разрешение
- Определение размера изображения на этапе ввода (оцифровки)
- Выбор разрешения и размера сканируемого изображения
- Ввод изображения с помощью цифровой камеры
Выходное разрешение
- Разрешение монитора
- Особенности формирования физического размера изображения в растровом и векторном редакторах
- Изменение разрешения и размеров изображения
- Способы интерполяции
- Resampling с фиксированным разрешением
- Resampling с переменным разрешением
- Разрешение принтера
- Растрирование и линиатура
- Взаимосвязь разрешений различных устройств настольной издательской системы
- С каким разрешением сканировать для печати?
- Сканирование для электронных публикаций и web-дизайна
- Форматы графических изображений
- Растровые форматы
- Универсальные и векторные графические форматы
- Основные выводы
Контрольные вопросы
Часть 2.Растровая графика
Глава 6.Введение в растровую графику
Введение
Средства для работы с растровой графикой
Источники получения растровых изображений
Инструментальные средства растровых редакторов
Инструменты выделения. Каналы и маски
Взаимосвязь понятий маски и выделения
Маска и понятие альфа-канала
Инструменты выделения и маскирования
Инструменты и методы ретуширования
Инструменты локального ретуширования
Фильтры для ретуши
Гистограммы
Какую информацию можно почерпнуть из гистограммы
Светлые, темные и нормальные изображения
Тоновая коррекция изображения
Уровни (Levels)
Цветовая коррекция и цветовой баланс
Цветовой баланс
Оттенок/Насыщение
Фильтры (Plug-ins) и спецэффекты (Effects)
Алгоритм, используемый для создания специальных эффектов
Работа со слоями
Монтаж изображений (коллажи)
Преимущества и недостатки растровой графики
Достоинства
Недостатки
Обзор растровых графических редакторов
Paint Shop Pro
PhotoDraw 2000
Основные выводы
Контрольные вопросы
Глава 7.MS Paint
- Введение
Начальные сведения о программе Paint
Запуск MS Paint
Выход из программы
Справочная система MS Paint
- Вход в справочную систему
- Вкладка Содержание
- Как использовать указатель или поиск
- Интерфейс графического редактора MS Paint
- Рабочая область и полосы прокрутки
- Строка заголовка
- Строка меню
- Палитра
- Строка состояния
- Панели инструментов
- Основные способы создания и открытия изображений
- Создание новых изображений
- Операции с цветом
- Конвертирование цветных изображений в черно-белые
- Определение цвета
- Выбор цвета (пипетка)
- Обращение цветов
- Рисование изображений
- Линия
- Использование стандартных графических примитивов
- Кривая
- Трансформация изображений
- Отражение и поворот
- Растяжение и наклон
- Работа с текстом
Редактирование изображений. Технология OLE
- Копирование, удаление, перемещение
- Технология OLE
- Практическое применение MS Paint
Графические алгоритмы прикладных задач
Подготовка к созданию прозрачных изображений
Чем отличается редактор MS Paint от профессиональных растровых редакторов?
Основные выводы
Контрольные вопросы
Глава 8.Adobe Photoshop
- Введение
Интерфейс
- Строка меню
- Строка состояния
- Палитры
- Панель инструментов
- Панель свойств
- Контекстное меню Adobe Photoshop
- Начало работы. Основные параметры изображения
- Окно диалога Image Size (Размер изображения)
- Резюме и советы: инструменты для рисования
- Инструменты выделения
- Примеры создания выделений
- Резюме и советы: инструменты для создания и преобразования выделения
- Формирование выделений с помощью контуров
- Маски (Masks)
- Резюме и советы: Быстрая маска
- Работа с текстом в Photoshop 6.0
- Панель свойств инструмента Текст
- Инструмент Warp Text
- Резюме и советы по работе с текстом в Adobe Photoshop
- Способы русификации продуктов Adobe (Советы)
- Способ первый. Русские Unicode шрифты в Photoshop 5.0
- Способ второй
- Способ третий. Patch для работы с кириллицей в Photoshop 6.0 и ImageReady 3.0
- Инструменты ретуширования и изменения экспозиции (тонирования)
- Инструмент Штамп (Stamp)
- Инструменты группы Blur
- Инструменты тонирования (Dodge)
- Резюме и советы: дополнительные инструменты, используемые для ретуширования и тонирования изображений
- Выполнение компьютерной ретуши фотоизображений
- Пример 8.7. Ретушь черно-белой фотографии
- Резюме и советы: ретуширование фотографий в Adobe Photoshop
- Цветная ретушь изображений. Приемы коррекции цвета
- Пример 8.8. Коррекция цвета с помощью инструмента Levels (Уровни)
- Пример 8.9. Устранение дефекта «красные глаза»
- Резюме и советы: инструменты коррекции изображения в Adobe Photoshop
- Слои — основа Photoshop
- Работа со слоями. Использование палитры Слои
- Пример 8.10. Работаем с многослойным изображением
- Резюме и советы: слои в Photoshop
- Фильтры
- Пример 8.11. Применение фильтра «Зерно»
- Пример 8.12. Применение нескольких разных фильтров с целью художественной обработки фотографий
- Основные выводы
Контрольные вопросы
Глава 9.Corel PHOTO-PAINT
- Введение
Требования к системным ресурсам
- Минимальная
- Рекомендуемая фирмой Corel
- Комплектация
Особенности Corel PHOTO-PAINT по сравнению с другими растровыми редакторами
Работа с файлами в режиме низкого разрешения
Интеграция растровой и векторной графики
Знакомство с интерфейсом Corel PHOTO-PAINT 9
- Строка меню
- Окно изображения
- Строка состояния
- Панели инструментов
- Панель свойств Property Bar
- Экранная палитра цветов
- Кнопка Навигатор
- Докеры (Dockers)
- Настройка интерфейса
- Типы настроек
- Создание собственных рабочих пространств
- Использование стандартных рабочих пространств
- Настройка, создание и использование кистей
- Инструмент Mask Brush (Выделение кистью)
- Кисти из набора инструментов Effect (Эффект)
- Кисть Image Sprayer
- Использование заливки
- Типы заливок
- Элементы управления атрибутами заливок
- Практические примеры создания и использования заливок
- Цветовая коррекция
- Инверсия
- Изменение и коррекция цвета изображения
- Добавление цвета к черно-белым фотографиям (Дуплексы)
- Примеры художественной обработки фотографий
Фотомонтаж (коллаж)
Основные выводы
Контрольные вопросы
Часть 3.Векторная графика
Глава 10.Введение в векторную графику
Введение
Средства создания векторных изображений
Плюсы и минусы векторной графики
Достоинства векторной графики
Недостатки векторной графики
Особенности терминологии
Структура векторной иллюстрации
Математические основы векторной графики
Элементы (объекты) векторной графики
Линии
Кривые Безье
Узлы (Опорные точки)
Практикум 10.1. Рисование кривых Безье в программе CorelDRAW
Практикум 10.2. Рисование произвольных замкнутых фигур с использованием разного количества опорных точек
Примитивы (Формы)
Атрибуты объекта — заливка и обводка
Комбинированные объекты
Группировка объектов
Объединение объектов
Использование составных контуров
Терминология, используемая в методах построения комбинированных объектов
Резюме
Основные выводы
Контрольные вопросы
Глава 11.Что такое Corel Xara
- Введение
- XARA — биографическая справка
- «За», или чем XARA очаровывает своих поклонников
- «Против», или нет в мире совершенства
- Примеры изображений, выполненных в Corel Xara
- Главное окно программы Corel Xara
- Строка меню
- Панели управления
- Предварительные выводы
- Приемы создания и редактирования простейших объектов в Corel Xara
- Базовые операции по редактированию кривых
- Работа с текстом
Применение специальных эффектов
Особые инструменты программы
- Инструмент Blend
- Упражнения на создание перетекания
- Заливка и прозрачность
- Инструментальные средства для работы с цветом
Некоторые возможности Corel Xara для web
- Оптимизация цветовой палитры изображения
- Панель управления GIF Animation
- Фильтры (Plug-ins) и эффекты (Effects)
- Настройка Corel Xara для работы с фильтрами
- Несколько иллюстраций по основам работы в XARA для закрепления пройденного
- Линии
- Заливки для фигур
- Основные выводы
Контрольные вопросы
Глава 12.Векторный редактор CorelDRAW
- Введение
- Достоинства CorelDRAW
- Недостатки CorelDRAW
- Резюме
- Требования к системным ресурсам
- Минимальная конфигурация
- Рекомендуемая фирмой Corel конфигурация
- Комплект поставки
Интерфейс программы
Знакомство с главным окном CorelDRAW 9
- Строка меню
- Окно документа
- Рабочая страница
- Линейки
- Панели инструментов
- Экранная палитра цветов
- Навигатор
- Строка состояния
- Докеры (закрепленные окна)
- Выводы
- Примеры использования инструментов
- Рисование и редактирование прямоугольников
- Рисование и редактирование эллипсов
- Построение многоугольников и звезд
- Рисование спиралей и сеток
- Обрезка и стирание кривых
- Инструмент Eraser (Ластик)
- Примеры управления объектами
- Выделение объектов
- Копирование и клонирование объектов
- Применение специальных эффектов
- Имитация перспективы
- Эффект оконтуривания
- Выдавливание объектов
- Использование линз
- Монтаж изображений с помощью эффекта PowerClip
- Интерактивное перетекание
- Интерактивная прозрачность
- Использование оболочек
- Искажение объектов
- Художественные средства
- Инструмент Artistic Media
- Применение фильтров
- Работа с текстом
- Инструмент Text (Текст)
- Панели инструментов Text и Property Bar:Editing Text
- Фигурный текст
- Размещение текста вдоль заданного пути
- Работа с простым текстом
- Практикум по работе с текстом
- Выводы
- Конвертирование растровых изображений в векторные
Corel DRAW и Internet
Электронный учебник
Основные выводы
Тест для самопроверки «Работа в системе Corel DRAW 9.0»
- Вопросы
Часть 4. Фрактальная графика
Глава 13.Особенности фрактальной графики и графические редакторы для работы с ней
Введение
Алгоритмы фрактального сжатия изображений
Обзор основных фрактальных программ
MetaCreations Art Dabbler
Главное окно программы Art Dabbler
Необходимые технические средства
Возможности Tutors
Fractal Design Painter
Необходимые системные ресурсы
Интерфейс
Техника рисования в Painter 5
Painter 6
Программа учебного курса «Цифровая живопись»
Основные выводы
Контрольные вопросы
Глоссарий
Алфавитный указатель