Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Московский форпост07.04.2004 15:30 На конец марта – начало апреля пришлась целая череда дат и событий: петербургская компания «РЛЕ» объявила об открытии офиса в Москве, четвертую годовщину своего переезда в столицу отметил магазин «Озон», а Subscribe.ru готовится справить первый день рождения своего московского офиса. Но и это еще не все: рекламное агентство «Трафик» собирается вступить в борьбу за московских клиентов. Идет ли речь о росте регионального бизнеса или, наоборот, о концентрации интернет-рынка в столице? На этот вопрос мы предложили ответить представителям компаний. На прошлой неделе петербургская фирма «РЛЕ» сообщила об открытии своего офиса в Москве. Причины появления филиала – все увеличивающееся количество столичных клиентов компании и, как следствие, необходимость непосредственного общения с ними. Представительство возглавил Кирилл Готовцев, топ-менеджер, не один год проработавший на рекламном интернет-рынке, располагающий важным для «иногородней» компании капиталом – знанием местной конъюнктуры. В задачи г-на Готовцева входит открытие локального подразделения, создание независимого отдела продаж и службы поддержки местных клиентов, а также организация работы и взаимодействия с петербургским офисом. Помимо него, в московском филиале на начальном этапе будут работать 12-15 человек (тогда как штат головного офиса «РЛЕ» в настоящее время составляет 34 человека). Их первоочередная цель – привлечение новых клиентов и дальнейшая работа с ними. Между тем отношения, сложившиеся между петербургскими менеджерами компании и их давними московскими клиентами, сохранятся. По словам Кирилла Готовцева, ему самому в первую очередь хочется сделать компанию, которая начнет работать быстро. «Но главная цель [организации московского офиса] – оптимизация бизнеса. Понятно, что существенная часть продаж приходится на Москву, и ясно, что мы, наверное, одна из самых сильных площадок в Рунете. В то же время мы продаем сравнительно немного – даже не по деньгам, а именно по доле аудитории, с которой работаем», - комментирует г-н Готовцев. Для выхода московского отделения компании на самоокупаемость, согласно оценке главы филиала, необходимо около года. Пока г-н Готовцев затрудняется назвать затраты на открытие и поддержание деятельности офиса, но считает, что максимальная сумма составит $80-100 тыс. Создание подразделения компании в Москве для региональной фирмы – довольно затратное предприятие. Однако выбор – продолжать работу в прежнем режиме и увеличивать численность сотрудников головной структуры или открыть представительство в Москве, – все уже не в первый раз решается в пользу второго варианта. Своеобразным «первопроходцем» в деле переезда – правда, полного, а не частичного, – из Питера в Москву была компания Mail.ru (тогда еще Port.ru), которая на волне инвестиционного бума сменила хозяев и была вывезена поближе к новым владельцам – в Москву. А вот интернет-магазин «Озон», который в марте 2000 года перенес в столицу свой главный офис, пока сохранил петербургское отделение. Непосредственно решение о переезде компании было принято в декабре 1999 года после серьезного изучения бизнес-процессов и товарно-денежных потоков «Озона». Это исследование выполняли специалисты Price Waterhouse Coopers. И по результатам «аудита» – не только финансового, но и управленческого – был составлен определенный пакет рекомендаций. Тогда же на должность директора «Озона» был приглашен Владимир Гришкин, ранее – один из сотрудников Price Waterhouse Coopers, разрабатывавший рекомендации для «Озона», а затем воплощавший их в жизнь. Причины переезда из Петербурга в Москву, по словам PR-директора «Озона» Михаила Ятковского, были «абсолютно прозаические и деловые». Основные плюсы работы в столице, по его словам, - близость к покупателю и дистрибьюторским каналам. Сопоставимых минусов просто нет. «Московская аудитория – более мобильная, скорее откликается на новинки, да и покупательная способность выше, – говорит он. – Доля заказов, которые делаются с домашних компьютеров, в Москве существенно больше, чем в Санкт-Петербурге». Разумеется, с переездом связан рост операционных расходов – инфраструктура в Москве, как известно, дороже, и заработная плата сотрудников выше. Хотя, по мнению г-на Ятковского, последнее время уровень цен на рынках недвижимости и на труда в Санкт-Петербурге и некоторых других региональных центрах приблизился к московскому. Пока разница в расходах на поддержание инфраструктуры в столице и Санкт-Петербурге, как считает г-н Ятковский, составляет 20-25%. Сейчас, по его данным, 80% продаж «Озона» приходится именно на столицу. «Понятно, что обслуживать такой поток из Санкт-Петербурга неправильно и с точки зрения стоимости такого сервиса, и с точки зрения скорости сервиса. Четыре года назад эта тенденция еще только намечалась, поэтому и было принято решение [о переезде] "на опережение"», – рассказывает г-н Ятковский. В настоящее время в Петербурге у «Озона» остался филиал, который обеспечивает работу каталога «Раритеты» (продажа букинистической литературы, раритетов, гравюр и офортов) и курьерской службы, а также управляет поставками от питерских издательств. Всего из 120 сотрудников компании в петербургском филиале работают 12 человек. «Озон» – пример интернет-компании, чей бизнес связан в большей мере с «реальностью», чем, собственно, с Интернетом, и чья аудитория фактически является клиентурой. Скорость самой важной для клиентов фирмы и в то же время самой затратной по времени части работы, доставки товара, зависит непосредственно от местонахождения компании. Однако для фирм, предоставляющих чисто сетевые сервисы, полный переезд в столицу невыгоден. Московский офис Subscribe.ru, существующий уже почти год, занимается продажей платных услуг компании. В данном случае главной причиной открытия филиала стало желание быть ближе к рекламодателю, а не к многотысячной аудитории. Фактически московское подразделение Subscribe.ru работает как рекламное агентство и выполняет ту же роль, что и филиал «РЛЕ». Видимо, поэтому в столичном отделении Subscribe.ru занято всего 6 человек. Работы, по словам руководителя отдела продвижения Subscribe.ru Евгения Ехилевского, у московского офиса много. «В Москве у нас столько же, если не больше, партнеров-агентств и хороших, уважаемых рекламодателей», – говорит он. В то же время он подчеркивает, что переезжать в Москву компания не собирается: «Зачем переносить бизнес в Москву? Завод один, а магазинов может быть много. Именно они возникают, переносятся, закрываются. А завод остается на месте». «Озон», Subscribe.ru и «РЛЕ» – de facto крупные сервисы и рекламные площадки – к моменту открытия офисов в Москве уже имели как сложившуюся столичную аудиторию, так и заинтересованных местных клиентов. Петербургское агентство «Трафик» намерено «с нуля» бороться за московских рекламодателей. «В столице интересен прежде всего клиентский поток. Под уже существующих [клиентов] я могу все делать и из Питера. Так, например, мы успешно проводим региональные кампании для "Балтики" и питерской розницы, имеющей филиалы в других городах», – говорит Алексей Куприянов, руководитель агентства «Трафик». По его словам, работа в Петербурге и в Москве отличается, в первую очередь большой разницей в охвате аудитории и масштабах клиентского бизнеса. Это, в свою очередь, влечет за собой и большие бюджеты, а стало быть, и больший в абсолютном выражении размер комиссии. Казалось бы, затея «Трафика» при нынешней высококонкурентной ситуации на московском рынке интернет-рекламы более чем рискованна. Но г-н Куприянов считает, что шансы у его компании есть. «Рынок будет расти еще 1,5-2 года хаотично, и лишь потом начнется упорядоченный рост, - отмечает он. - Места хватит всем, но конкуренции не избежать. Но "если было бы легко, то было бы неинтересно"". Инвестиции, которые потребуются для открытия столичного отделения, в «Трафике» оценивают примерно в $50 тыс. Учитывая, что динамика московского рекламного рынка превышает аналогичный показатель по Санкт-Петербургу в 2-3 раза, г-н Куприянов надеется, что вложения смогут окупиться уже через полгода: «Если в Питере есть бюджеты в $10-12 тыс., направленные на достижение 7% интернет-аудитории, значит, в Москве большие бюджеты [могут составить] $150-170 тыс. за флайт для розничных продавцов и до $300 тыс. для некоторых брэндов». Однако даже быстрый выход московского филиала на самоокупаемость не является, по мнению Алексея Куприянова, основанием для переезда в столицу всей компании. Он считает, что для регионального рекламного агентства удобнее держать в Москве аккаунт-офис, а производством и планированием заниматься в Петербурге. Судя по наметившейся тенденции, такая схема работы имеет свои плюсы. И если сегодня она лишь помогает региональным фирмам избежать лишних расходов, то завтра, в условиях обострившейся конкуренции, у нее есть все шансы стать преимуществом для «иногородних» компаний в борьбе за московских клиентов.
последние новости 02.02.2007 20:40 | Adobe Labs Flash Media Encoder - трансляция видеоматериалов в режиме реального времени...» 02.02.2007 14:40 | Девять советов для предпринимателей в Веб 2.0...» 30.01.2007 17:01 | Code Contest - конкурсное программирование...» 29.01.2007 19:25 | РА "Артон" проводит практический семинар "Эффективная реклама в Интернете"...» 25.01.2007 18:58 | Adobe передает PDF в организацию по стандартизации...» 25.01.2007 16:35 | Сисадмины и юзеры вновь стали героями сборника курьезных историй...» 23.01.2007 20:04 | IBM впрыскивает в Lotus дозу Web 2.0...» 23.01.2007 19:47 | Сайт Софт@Mail.Ru предоставил рейтинг самых популярных программ 2006 года...» 23.01.2007 17:18 | 16 февраля - бесплатный семинар по анализу, продвижению и управлению ресурсом...» 22.01.2007 20:29 | Пользователи недовольны платежной системой Google Checkout...» 22.01.2007 19:31 | Firefox «ворует» идеи у Opera, Opera «ворует» идеи у Firefox...» 21.01.2007 15:46 | Первая конференция веб-разработчиков состоится в апреле...» 19.01.2007 19:27 | «Яндекс» оживил слоган шестилетней давности. У «Яндекса» лучший слоган 2006 года?...» 18.01.2007 16:15 | Adobe выпустила Flash Player 9 для Linux...» 17.01.2007 13:17 | Web 2.0 и тэговый спам...» 15.01.2007 15:34 | Corel поддержит и ODF, и Open XML...» 11.01.2007 17:22 | Контекстная реклама в AdWords становится слишком дорогой...» 10.01.2007 15:34 | Semonitor 3.5 расширяет возможности...» 05.01.2007 20:45 | Web 2.0 и тэговый спам...» 02.01.2007 17:20 | Оптимизация блога: аккуратный метод...» |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|