Крупнейшая мировая консалтинговая фирма PricewaterhouseCoopers опубликовала исследование результатов деятельности немецких интернет-компаний. Анализ финансовых показателей компаний неутешителен – каждая седьмая немецкая интернет-компания, акции которой обращаются на биржевом рынке ценных бумаг, столкнется с проблемами ликвидности, а инвестиции в эти ценные бумаги оказались выгодными только в том случае, когда инвестор приобрел их по подписке в момент выпуска. Выводы, сделанные экспертами, справедливы и для интернет-компаний, работающих на рынках других европейских стран. PricewaterhouseCoopers провели исследование результатов деятельности 56 немецких интернет-компаний, акции которых обращаются в специальном торговом секторе Франкфуртской фондовой биржи (Neuer Markt – аналог американской NASDAQ). Эти компании работают в пяти наиболее развитых секторах рынка высоких технологий, связанных с Интернет. По результатам исследования, проведенного во втором квартале 2000 года, выяснилось, что курс акций только 34 компаний при первичном размещении, оказался выше уровня котировок, однако у 32 из них, курс ценных бумаг ниже уровня, предложенного инвесторам в момент публичной продажи на рынке, а котировки акций еще 22 компаний даже ниже уровня первичного размещения.
Таким образом, инвесторы, купившие бумаги немецких интернет-компаний в момент их публичного размещения на открытом рынке, вынуждены были смириться с убытками или пересмотреть структуру своих инвестиционных портфелей. Это событие является не самым приятным, но и не самым неожиданным. Ожидания энтузиастов интернета обгоняют реальное развитие рынка уже даже не на спринтерские, а на марафонские расстояния. Примерно так же далеки инвесторы от получения вожделенной прибыли. Роланда Прусса, Директора отдела консультационных услуг в области первичного публичного размещения акций фирмы PricewaterhouseCoopers, "цели, поставленные компаниями на 1999 год выполнены только с точки зрения объемов реализации продуктов и услуг, в остальном – выполнены не более, чем на 50-55 процентов". Теперь, интернет-компании не могут рассчитывать на гарантированный успех. Для его достижения им необходимо приложить определенные усилия. В России о приближающемся кризисе пока только говорят. Тем не менее, появление русского NASDAQ с нетерпением алчут 90% разработчиков интернет-проектов. Думается, что подведение итогов в русском секторе не принесет нашим оптимистам, нового источника для утверждения своих воззрений.
Макс Адлер