На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Сайтостроительство » Управление web-проектами

Веб х.0 и эпоха постмодерна

Технический аспект

1. Как известно, цифра рядом с названием программного продукта означает его версию. Изменение цифры перед точкой говорит о существенном обновлении ПО. Поэтому термин "Веб 2.0" должен означать, что Сеть существенно изменилась по отношению к первоначальному виду.

Потребность исследовать изменившийся Веб, как пишет Тим О’Рейли в статье «Что такое Веб 2.0?» (читать перевод в журнале «Компьютера» №37 от 14 октября 2005 года)  возникла при анализе Интернет после краха доткомов осенью 2001 года. Оказалось, что существуют проекты пережившие этот коллапс и, что еще более примечательно, появились новые и гораздо успешнее прежних. Веб умер! Да, здравствует Веб! Новый Веб! Веб 2.0! Так родилась Web 2.0 Conference, которая и посвящена решению этой проблемы.

Что же такое обнаруживается у нового Веб по отношению к старому? Из статей посвященных обсуждению Веб 2.0 выявляются следующие черты отличающие его от Веб 1.0:

Предмет обсуждения Веб 1.0 Веб 2.0 Новые черты
участники
  1. разработчик и пользователь
  2. автор контента и читатель
  1. пользователь как соразработчик
  2. читатель как соавтор
  3. сообщество
  • право на участие
  • упразднение посторонней регламентирующей (модерирующей) инстанции
Программное обеспечение
  1. ПО писалось для ПК
  2. ПО - товар
  3. закрытые исходники, API
  4. лицензирование, продажа
  5. привязка ПО к устройствам
  6. нацеленность на изобретение
  7. запланированный релиз
  8. для просмотра контента используется браузер
  1. ПО пишется для Веб
  2. ПО - сервис, приложение
  3. открытые исходники, API, open-source software
  4. ПО может быть бесплатным
  5. софт поверх устройств
  6. поиск применения уже изобретенному
  7. "вечная бета"
  8. альтернативные устройства восприятия
  • Веб как платформа
  • снятие, размывание барьеров, ограничений (открытость, доступность, универсальность, упрощение)
  • процесс, а не результат
Контент
  1. пополнение БД: а) плата поставщику контента; б) нанимание добровольцев
  2. данные организованы таксономично (иерархия рубрик)
  3. средства хранения данных: каталог, библиотека, хранилище
  4. односторонние ссылки
  5. форма представления: персональные странички
  6. статический сайт
  7. адрес имеет страница сайта
  8. источник: ум производителя контента
  9. меню навигации сайта для работы с данными этого сайта
  10. копирайт
  11. для восприятия контента требуется посещение сайта переходя по адресу,  ссылке, закладке
  1. пополнение БД: то, что имеет один - сразу становится достоянием всех
  2. данные организованы фолксономично ("облако тегов")
  3. средства использования разрозненных и распределенных данных: API-интерфейсы
  4. автоматические двусторонние ссылки
  5. форма представления: блоги
  6. динамический сайт
  7. адрес имеет микроэлемент контента
  8. источник: коллективный разум, общественное мнение
  9. интерфейс для работы с данными всей Сети
  10. "свободная" лицензия GNU FDL
  11. для восприятия контента не требуется посещение сайта - чтение RSS ленты, подписавшись на RSS канал
  • Сеть как целое
  • коллективный разум
  • атомизация контента
  • агрегация, синдикация
События
  1. заказ и изготовление ПО
  2. публикация контента авторами и восприятие его читателями
  3. обращение к третьему лицу- посреднику для задействования его ресурсов
  4. крупные не многочисленные сделки
  1. сотрудничество через отдел технической поддержки ПО
  2. взаимодействие, добавление свойств, ценности, создание общего контента каждым участником
  3. самообслуживание основанное на партнерской архитектуре  сервиса - сервис лишь посредник между концами, использующий их собственные ресурсы
  4. мелкие многочисленные единичные трансакции
  • сотрудничество
  • самодеятельность
  • массовые единичные взаимодействия
Ценность и стоимость
  1. вся ценность в ПО: кто владеет ПО - тот зарабатывает
  2. Интернет ценен как источник информации
  1. вся ценность в БД и сервисе: кто владеет БД и сервисом работы с ним - тот зарабатывает
  2. Интернет ценен как средство коммуникации
  • работа с БД
  • сервис, а не продукт
  • экономия времени, внимания

Выводы записанные в колонке "Новые черты", конечно, не исчерпывающи, но общее направление уже вырисовывается. Основные противоречивые принципы становления Веб 2.0:

  • Веб как целое - Атомизация контента, услуг
  • Спрятанность информации в общей массе - Право на добавление ценности определенной информации
  • "Один для многих" - "Многие для одного" (локальный деятель в глобальном масштабе)
  • Личное публично - Публичное лично
  • Интенсивность сетевого процесса - "Бесконечная бета", неготовность, неоформленность
  • Широта сетевого процесса - Экономия времени, внимания
  • Самостоятельность - Взаимосвязь, право на участие

 

2. Наглядно переход от Веб 1.0 к Веб 2.0 отображен на рисунке:

 

Как видно, смысл перехода от Веб 1.0 к Веб 2.0 заключается в размывании барьеров Веб 1.0 и образование новой общности - Веб 2.0.

Барьерами Веб 1.0 являются:

  • Различие целей у пользователя создающего контент и пользователя потребляющего контент.
  • Различие целей у производителя ПО и пользователей.
  • Различие между инструментами по созданию контента и его восприятия.
  • Различие между инструментами по работе с контентом и тем ПО, на основе которого эти инструменты создаются.

Новые общности Веб 2.0:

  • Объединение целей автора и читателя - появляются общества соавторов (появление общих целей не упраздняет наличие разных целей).
  • Объединение в лице одного пользователя ролей автора и читателя.
  • Объединение целей производителя и пользователя - появляются партнерские команды.
  • Объединение в лице одного пользователя ролей производителя и пользователя.
  • Объединение в одном инструменте возможностей как создания, так и восприятия контента.
  • Объединение в одном инструменте возможностей работы с контентом и возможностей изменять сам инструмент.

Рассмотрев новые признаки Веба, можно предположить и новые проблемы:

  • Иерархия/ равноправие - объединение автора и читателя порождает неразличенность полномочий, что ведет к хаосу, а не улучшению контента. Должен быть механизм распределения полномочий. Поэтому должны возникнуть сервисы для значимого и продуктивного коллективного творчества, основанного на иерархии мнений, в противовес ситуации анархии и произвола, когда каждый имеет мнение. На первый план выходит возможность являть знание, а не мнение.
  • Специалист/ профан - уравнивание в правах человека знающего и незнающего при влиянии на контент ведет к потребности в образовательной среде.
  • Владение/ пользование - объединение производителя и пользователя порождает вопрос о том, кому же принадлежит продукт созданный общими усилиями, кто и сколько должен получить прав и денег. Возможно здесь решением будет создание механизма распределения индивидуального владения и оплаты.

 

3. Рассуждая о Веб 2.0, вне поля зрения остались два отношения: 1) Сеть и физические предметы; 2) Сеть и человек. Думается, что участь решать проблемы этих отношений принадлежит уже Веб 3.0. Его черты можно предположить следующие:

  • Веб будет восприниматься как одно из существенных явлений Мира даже для повседневности. Осуществится связь Интернет с физическими предметами в единой мультимедийной связке, что сотрет барьер, жесткое разграничение между on-line и off-line явлениями.
  • Semantic Web свяжет благодаря "языку онтологий" человеческий смысл с машинными кодами.

 

4. Рассмотрев Веб 1.0, 2.0, 3.0, невольно возникает вопрос: это все разные, отдельные друг от друга Вебы? Или что? До бесконечности ли можно ожидать появление все новых Веб х.0? Точно ли мы определили свойства или что-то упустили? На сайте ВЕБПЛАНЕТА Анатолий Ализар, размышляя над статьей Пола Грэхема «Web 2.0 — это Ajax, демократия и любовь к юзеру» пишет:

"Web 2.0 — это нормальный способ использования интернета, то есть приближение Сети к тому, чем она и должна быть по своей природе".

В отличие от многих авторов, определяющих Веб 2.0 как самостоятельную сущность как-то относящуюся к другой самостоятельной сущности - Веб 1.0, Анатолий Ализар говорит о разных явлениях одной сущности - о разных способах использования все той же сети Интернет. И Веб 1.0, и Веб 2.0 - это все равно Веб, т.е. одна и та же сущность, хоть и выступающая в различных формах, которые, правда, не равноценны по отношению к природе этой сущности.

Из этой точки зрения следует, что не продуктивно заниматься познанием "формы" вне познания того, а что, собственно, в ней выразилось. Веб 2.0 будет оставаться туманным и неопределенным понятием пока будет рассматриваться как "вещь-в-себе", к которой любой исследователь будет добавлять или удалять свойства по своему произволу, тем самым размывая определенность понятия. Главным, следовательно, является вопрос: "Что же такое Веб по своей природе?", а вопрос о том "Что такое Веб 2.0?" должен быть рассмотрен только относительно понятия Веб вообще.

 

5. Оставляя вопрос о "природе" Веб до того момента, как рассмотрим характеристики постмодернистской эпохи, поищем пока эмпирический ответ на вопрос "Что такое Интернет?". Ответ мы находим в статье Дока Сёрлза (Doc Searls) и Дэвида Вайнбергера (David Weinberger) "Мир концов: Что такое Интернет и как перестать его путать с чем-то другим" (перевод опубликован 17 июня 2003 на сайте membrana). Они так определяют Интернет:

"Интернет — это... не провода. Не система. И это не источник программ. Интернет — это средство сосуществования и взаимодействия всего того, что называется сетями. Это — "интер-сеть". В буквальном смысле.

Таковой она становится вследствие того факта, что это всего лишь протокол — тот самый пресловутый Internet Protocol (IP), если быть точными. Протокол — это соглашение о взаимодействии отдельных частей".

Саму возможность межсетевого взаимодействия, - сетевого процесса, - можно назвать внутренним, скрытым Веб - это есть самое главное, суть Сети, то, что делает Веб самим собой, т.е. особенной сущностью. А все другое, т.е. в чем и чем выражается это взаимодействие, как то: ПО, железо, контент, услуги -  можно назвать внешним, измеряемым Вебом - это его, Веба, явление. Поскольку сущность является в различных формах, то уместно говорить о различии и соотнесении форм являющих общую сущность.

Что же является предметом дискуссий о Веб 1.0 и 2.0.? - именно внешний Веб. Почему? Дело в том, что, говоря о новой версии Веба, речь идет не о неизменном остатке, не о сути (что тут еще можно убавить или прибавить?), а как раз о том, что меняется. Меняются же, сменяя друг друга, новые формы являющие общую сущность. Говоря о новом Веб, речь надо вести, таким образом, о том, благодаря чему пользователи перебрасывают биты все комфортней и все в более полном соответствии своим целям, т.е. предмет дискуссии - новая форма существования Веб. Размышляя о переходе к новому Веб, речь должна идти о новых, более развитых: ПО, железе, контенте, услугах - рассмотренных в совокупности.

Значит, говоря о том, что Web 2.0 — это приближение Сети к тому, чем она и должна быть по своей природе, высказывалась мысль, что новые ПО, железо, контент, услуги соответствуют Миру конечных пользователей с их деятельностью по переброске битов информации в большей степени, чем старые.

 

Философский аспект

Это мы разобрались с технической стороной, но надо копнуть глубже. Каким таким потребностям человека отвечает Сеть, что простенькая возможность "перекидывания битов" оказалась такой востребованной? Почему, такой "элементарный" Интернет, как переброска битов с одного конца на другой, оказался "нагружен" такими высокотехнологичными продуктами? Какой Мир бытийствует как Сеть?

С ХХ века в философской мысли начинает развиваться новый подход к Миру, укрепляется семиотическое истолкование реальности. Мир семиотичен - вот новая истина. Мир теперь понимается как Текст. Это воззрение отлично от представлений на Мир в качестве Книги, Произведения, Замысла. Текст и Произведение теперь, после постмодернистской проработки понятий, нельзя отождествлять. Теперь можно создавать текст, не создавая произведения, а произведение не всегда текст. (Не в этом ли почва для конфликтов на различных форумах, когда автор отчаянно сопротивляется превращению своего произведения в текст усилиями легиона комментаторов, а себя в "писателя" - скриптора - пишущего наряду с другими? И обратная ситуация, когда автор с тоской ищет соратников, а не только критиков, чтобы превратить свое произведение в нечто другое, но тоже произведение?).

Исследуя Текст, выявилось, что для него необходимым является свойство семантической децентрализации, плюрализма смыслов, игры цитат. Мыслителям пришлось переработать представление о способе организации такого Целого. На смену представлению о структуре возникло новое представление - ризома. Этот термин ввели в философский оборот Жиль Делез и Феликс Гваттари в 1976 г. в совместной работе "Rhizome", позаимствов это понятие из ботаники. В философском словаре так определяют ризому: "(фр. rhizome - корневище) - понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности... "

Жиль Делез и Феликс Гваттари выявили следующие принципы организации ризомы:

  1. "Связь". "Любая точка ризомы может быть и должна быть связана со всякой другой". Каждая точка может быть соединена с любой другой, но маршрут не предзадан.
  2. "Гетерогенность". Все точки могут быть связаны между друг другом, хотя и разнородной связью - посредством самой различной деятельности.
  3. "Множественность". Речь о важности множественности линий соединяющих точки - "нет точек или позиций подобно тем, которые имеются в структуре, в дереве, в корне. Только линии". Хоть маршрут соединяющий точки не существует до самого их соединения, но эта меж-сеть есть самое главное.
  4. "Незначащий разрыв". Ризома может быть разорвана в любом месте. Более того, место разрыва есть место ее нового роста.
  5. "Картография и декалькомания". Ризома - это не калька с действительности, а карта с множеством входов/ выходов. Карта может существовать самостоятельно, в то время как калька лишь отсылает нас к предмету калькирования. "Если карта противоположна кальке, то это потому, что она целиком ориентирована на проведение опытов, связанных с реальностью".

Если сравнить вышеперечисленные свойства Ризомы с тем, что пишут об Интернет корифеи Веб-индустрии, то напрашивается очевидный вывод: Интернет есть материализованное явление Ризомы в ее, так сказать, чистом виде. Но все несколько шире. Надо иметь ввиду, что Ризома-Интернет - это лишь часть Ризомы-Мира. И, что одним понятием, конечно же, не охватить всю реальность, поэтому "ризома" не единственное понятие постмодернистской эпохи, важными также являются: текст, генотекст/ фенотекст, хора, интертекстуальность, симулякр, нарратив, языковые игры, "смерть Автора" и пр. Вывод таков: развитие Интернета будет идти к все более полному воплощению духа постмодернистской эпохи, а не только лишь к реализации свойств Ризомы. Но для понимания способа организации, так сказать для прояснения технического аспекта, правомерно утверждать, что Интернет представляет собой именно воплощение Ризомы.

 

Источники:

Философские статьи

Автор: Владимир Климентьев (wklim)
Источник: Блог "Веб как проект"

Рассылки Subscribe.ru:

Библиотека сайтостроительства - новости, статьи, обзоры
Дискуссионный лист для web-разработчиков
Подписка на MailList.Ru
Автор: NunDesign
Другие разделы
Оптимизация сайтов
Web-студии
» Новое в разделе
Web-дизайн
Web-программирование
Интернет-реклама
Раскрутка сайта
Web-графика
Flash
Adobe Photoshop
Рассылка
Инструменты вебмастера
Контент для сайта
HTML/DHTML
Управление web-проектами
CSS
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100